«Первопричиной крушения советской экономической системы стала ее неспособность повысить эффективность и противостоять внешним ударам, которые в итоге и разрушили эту систему, — пишет специалист по экономике Восточной Европы Андерс Ослунд. — Один из ударов был нанесен в результате роста военных расходов из-за гонки вооружений между Советским Союзом с Соединёнными Штатами и началом информационной революции на Западе. Второй удар был вызван финансовыми факторами — чрезмерным дефицитом бюджета и денежной эмиссией, которые привели к острой нехватке товаров и росту внешнего долга. Третья проблема возникла по причине неадекватности способа проведения реформ, который привел к дисфункциональности системы и огромному дефициту бюджета. Четвёртый удар был нанесен неожиданным сокращением нефтяных доходов из-за падения мировых цен на нефть»
Можно ли было избежать такого резкого краха системы?
При любых обстоятельствах было бы больно, но боль и возможности восстановления бывают разными. Можно порвать крестообразные связки и восстанавливаться два года, можно получить перелом, от которого оправишься за полгода, а можно сломаться так, что потребуется 8-9 лет прежде чем появится возможность вернуться к прежней жизни.
От чего зависит тяжесть полученной травмы? От вашего состояния здоровья и от обстоятельств, в которых всё это произойдёт. Чем лучше ваша форма и чем благоприятнее обстоятельства, тем быстрее вы вернётесь к прежней жизни. Но важным также является качество лечения.
В позднем СССР сделали всё, чтобы растерять и без того не лучшую форму. Ситуацию тянули до тех пор, пока она не стала критической. Более того, вместо нормального, хоть и болезненного лечения, экономическая система получала даже не бесполезную гомеопатию или плацебо, а откровенно вредные лекарства и процедуры.
В тех странах, где переход стал происходить раньше, такого глубокого трансформационного спада не произошло. Ни в Чехии, ни в Польше, ни в Восточной Германии настолько сильного падения не было
В интервью Forbes экономист Сергей Гуриев отмечал:
«Когда пришел Гайдар, все попытки плавного реформирования можно было считать провалившимися. Деньги кончились совсем, госбюджет не мог платить по своим обязательствам, вклады в Сбербанке были фактически растрачены»
«Чем хороша книга «Гибель империи», так это тем, что многим людям она открывает глаза на то, что ситуация была УЖАСНАЯ. Просто отчаянная. За последние годы самое главное достижение и самый главный вклад Гайдара в общественную дискуссию как раз в том, что он показал: Советский Союз обанкротился»
Однако вместе с экономическим банкротством советского союза обанкротилась и его институциональная система. На территории бывших советских республик фактически исчезла возможность поддерживать законность. Причём как прошлыми методами, так и новыми. Электоральные процедуры были запущены, а вот верховенства закона и других основ правопорядка либеральных демократий попросту не выстроили. Например, в Польше и Чехии с этим скорее справились, а в России нет.
В условиях разложения правопорядка и отсутствия новой законности, в условиях финансового коллапса, в условиях потрясающих структурных диспропорций экономики, которых не было в таких масштабах НИГДЕ, в условиях уже народившихся групп интересов, научившихся пользоваться сложившимися обстоятельствами и приобретших навыки коррупции, в условиях двоевластия, в рамках которого у реформаторов не было возможности взять в руки рычаги макроэкономической стабилизации, не могло родиться ничего кроме нелиберальной демократии и дикого капитализма.
Экономист Владимир Попов в статье «Трансформационный спад», размышляя над причинами кризиса 90-х, отмечает:
«По меньшей мере на 90% это истории о несостоятельности государства (government failure), а не о несостоятельности рынка (market failure) – о силе государственных институтов, а не о либерализации»
Электоральные процедуры были, рыночные цены появились, но ни макроэкономической стабильности, ни одинаковой гарантии прав собственности для всех, ни независимых судов, ни стабильной политической системы не наблюдалось.
Только дефолт 1998 года позволил обнулить ситуацию и запустить процессы реформирования экономики, начать путь к порядку в монетарной политике и государственных финансах и возобновить строительство какого-никакого правопорядка.
У тех, кто пришёл после дефолта, было преимущество. Многие болезни советской системы уже были вылечены. Экономика перестала быть настолько искажённой, рынки потихоньку заработали, Россия получила возможность стать нормальной страной.
Это финальная часть серии публикаций "Распад СССР".
Часть первая
Часть вторая
Часть третья