Хочу поделиться несколькими своими картинами, в которых появилось "необъяснимое" для меня притяжение севера. В общем, оно начало проявляться с детства, и я рано стала это осознавать потому, что мотивы рисунков обсуждались в изостудии и потом в художественной школе.
Почему хотелось нарисовать северный пейзаж, что в нем привлекло - надо было рассказать, сначала по смыслу, потом по исполнению. Обычный педагогический шаг, направленный на обдумывание изображения. И мне нравились попытки рассказывать сюжет в описании. Северная природа источала тайну, а моя любовь к рисованию просто жила всегда рядом, и тоже была сама по себе загадкой.
Воспользуюсь этим приемом.
Небольшой этюд маслом полностью написанный по воспоминанию. Место его появления на свет - уже историческое, подвал-мастерская кинотеатра "Северное Сияние" в Мурманске, который в том здании уже не существует. Теперь там банковский центр. Конец 80-х, временная работа художника кинотеатра, и в один из весенних дней живописный "прорыв" из подвала на природу - вдруг, душа велела бросить все и изобразить берег Кольского залива и противоположный берег с сопкой Мишуков. Очень хотелось туда, на простор, ехать куда-то по дороге на той стороне залива и быть в другом измерении, не в городе, не в суете, а на просторах тундры.
Акварельный прием - "по мокрому", когда краска расплывается на сырой бумаге. Впечатления от лыжных прогулок среди сопок. Серый денек, чуть-чуть подсвеченный золотистым отблеском солнца, находящегося за горизонтом. Непонятное время суток - день полярной ночи.
Рисунок карандашами и черной шариковой ручкой. Камень из розового гранита, лежащий среди ягеля и осенних брусничных кочек. Низкий сквозной лес, который напоминает бесчисленные комнаты "лесного дворца", каждая полянка интересна, маленькие озера и болотца отражают деревья. Просто бродить, собирая ягоды или грибы - одно удовольствие.
Вид на Мотовский залив. Лето, берег зарос иван-чаем, ждем катер, чтобы отправиться дальше, на нашу дневную стоянку. Вся поездка как большое окно среди маленьких окошек других дней, заполненных картинами рабочей жизни других сезонов, впечатлениями череды закатов, электрического и сумеречного света полярной ночи.
Водопад на реке Лавне. Всегда казалось, что там другая структура пространства. Целительная. Прозрачные кубы и плоскости - как символ касания измерений, символ стекла на окнах и дверях нашего мира, отделяющего человеческий уют от цельной природы Вселенной.
Этюд с натуры - вид на городок Колу, новый и старый Кольские мосты. Между ними место слияния устья реки Туломы, Кольского залива, и устья реки Колы (оно левее, закрыто кустом). Время прилива потому, что голубая вода покрывает отмель в середине и создается ощущение просторного глубокого русла.
Старый Кольский мост в виде ажурной арки уже обновлен и существует в другом виде - просто мост на опорах.
Еще здесь находится камень-сейд. Один из моих знакомых, любимых. Его называют "Черепаха", или камень пяти стихий. Это творчество знакомой группы интегральных йогов.
Весенний берег Териберки. Невозможность передать ярко-синее море и розовато-серые скалы, покрытые рыжими мхами... Лежат оставшиеся пятна снега и от них веет прохладой...
Этюд с натуры на озере со смешным названием "Лапоть". Чайки кружатся над местом пикника, им оставлен прикорм. Также воспоминания кружатся над местами, где ходили или рисовали. Северная местность здесь послужила для съемок фильма, точнее, как то мы встретили съемочную группу на дороге рядом, длинную вереницу припаркованных машин у обочины и расхаживающих между ними людей. Потом мы разузнали, что планировались взрывные работы для изображения приключений героев в фильме. Все это было странно, интригующе, но быстро преходяще, как ветерок чужих событий или кружение чаек...
Притяжение Норвегии, в которой несколько раз довелось быть и писать этюды, но картина была сделана по воспоминаниям. Букет желтых хризантем, за ними красные норвежские домики, за ними фьорд, за ним высокие горы. Очень притягивали горы... Но они перегорожены настоящим, хлопотами сегодняшнего дня.
Северная мадонна. Декоративно-собирательный образ. Черная шариковая ручка с легкой подкраской акварелью и золотистым акрилом. Мадонна как мировая женственность - вот что привлекало в связи с пейзажем, который есть ее узорные покровы. Рерих тогда был понятен и почитаем, но хотелось своего выражения для картины.
Зимняя поездка после которой остались впечатления золотой энергии земли и мягкость снега, сравнимого с белыми хризантемами. После этого дня всегда белые хризантемы напоминали снег...
Детский рисунок, чудом сохранившийся со школьных времен. Семеновское озеро и память о том, что растительности по берегам почти не было. Когда выпадал снег, все покрывалось "мраморными" узорами - так выглядели цепочки тропинок и черные верхушки кустов на белом фоне.
Это только часть притяжения севера. Небольшая подборка для души.
Благодарю за внимание. Если было интересно ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал.
#живопись маслом #графика #творчество #искусство #изобразительное искусство