Найти тему
Кино без мужа

От чего Женя Лукашин спас Наденьку

Оглавление
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Герои новогодней комедии (или мелодрамы, ее по-разному называют) "Ирония судьбы, или С легким паром"! вызывают разные чувства у зрителей, знающих сюжет наизусть. Импозантный солидный жених Наденьки Ипполит у одних вызывает искреннее сочувствие, у других неприязнь. Ничего удивительного тут нет: все мы разные, наши реакции проистекают из нашего жизненного опыта и знаний...

Я вот отношусь к тем, кто не жалеет Ипполита. Причем, негативное впечатление он стал производить на меня далеко не с начала.

Во-первых, вспышка ревности, когда он в первый раз видит Лукашина в квартире Нади. Возможность разыгрывать спектакль всю новогоднюю ночь у Ипполита появился исключительно благодаря интеллигентности и мягкости Наденьки. Большинство женщин в этой ситуации поставили бы на место ревнивого наглеца. Потому что хоть ситуация и неоднозначная, и явно не в пользу Нади, но прежде чем обвинять любимую женщину в измене, надо все же хотя бы слегка проанализировать ситуацию.

Ипполит не похож на деревенского неотесанного мужика, у него явно высшее образование, накоплен жизненный опыт. Раз собрался делать предложение, очевидно, представляет что за женщина рядом с ним: умеет ли она врать и прочие нюансы ее личности. Но Ипполит устраивает шоу и театрально сбегает, оставив свою женщину один на один разбираться с нетрезвым Женей. Ревность ревностью, но в этой ситуации остается достаточно места для демонстрации своего уязвленного самолюбия, которое Ипполит так яростно транслирует Наде, совершенно забыв о том, что хотел сделать ей предложение и вот-вот наступит Новый год. Уходит не просто так, об этом ниже.

Но если в первое появление ленинградского Отелло, его поведение можно объяснить вспышкой ревности, то последующие уже напоминают тщательно спланированные действия.

Второй раз Ипполит возвращается, потому что на самом деле он прекрасно понимает, что Надя ему не изменяла. Он слил свои негативные эмоции, с которыми он не умеет и не считает нужным работать на безотказную Надю, проветрился и освободил себя от грязной работы по освобождению квартиры от пьяного Лукашина. И с барского плеча он дарует безалаберной невесте вторую попытку встретить с ним Новый год.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Обсуждая появление Жени, Ипполит и Надя разговаривают на разных языках. Надя изо всех стал пытается сгладить неловкую ситуацию и проявляет максимальную эмпатию, Ипполит же использует ее, чтобы унизить невесту. Он садится на надину постель, где лежал Женя, вскакивает как ошпаренный и бросает презрительно:

"То, что он появился в твоем доме, это вполне соответствует твоему характеру. Потому что ты безалаберная. Молчи, ты непутевая. В моем доме он вряд ли мог бы появиться!"

И даже во время обмена подарками, Ипполит умудряется кольнуть Надю. Уже после этого для меня очевидно, что Ипполит — как минимум абьюзер, как максимум — нарцисс. Его психопатическая суть выходит наружу под видом оскорбленного мужского достоинства, но это лишь декорации и отличный повод развернуться во всю мощь.

Что и происходит, когда Женя возвращается, чтобы занять денег на дорогу. Ипполит сбегает и, заигравшись и забыв, что благодарные зрители остались на 3-ей Строителей в доме 25, квартире 12, на приличной скорости вылетает в машине на Неву, что подтверждает психопатические черты его личности: неумение оценить степень опасности и выражение чувств через действия (поскольку выражать чувства психопаты не умеют, и именно эту особенность Ипполит неоднократно демонстрирует в течение фильма).

Получив сильную встряску и оказавшись в весьма опасной для жизни ситуации (ведь машина могла запросто уйти под лед), Ипполит приходит в чувства и как ни в чем не бывало возвращается на Строителей. Надя, не знавшая о приключениях на льду Невы, рада вернувшемуся жениху, который выглядит вполне образумившимся. Но увидев Женю, Ипполит снова впадает в гнев и проявляет агрессию, вовлекая Надю в разборки (когда просит ее унять Лукашина, хотя прекрасно понимает, что будет го бить). Все заканчивается потасовкой, и доведенная до эмоционального предела Наденька выгоняет обоих ухажеров на улицу.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Потом Лукашин с Ипполитом возвращаются, слышат разговор Нади с Галей, в котором она, выгораживая Женю, говорит, что тот ей очень понравился... Ипполит в энный раз психует, уходит... приходит. Видит Лукашина, бреющегося его бритвой (выражаясь современным языком, Женя его троллит), снова (в который раз!) уходит, хлопнув дверью, но Надя уже не обращает на это внимания: Женя гораздо более интересен и симпатичен ей...

Заключительное явление Ипполита самое омерзительное. Он понимает, что сделал достаточно для того, чтобы Надя иначе взглянула на свои отношения с ним. Он предполагает, что в таких необычных условиях между нею и Женей могла возникнуть некоторая романтика, которая вполне вероятно получит продолжение. Ведь он переиграл и потерял контроль над своей непутевой невестой, перешел границы, которые, к его удивлению, у безалаберной Нади все же были.

Ипполит безжалостно разыгрывает отвратительный спектакль. Что показательно: хоть он и лезет в пальто и шапке в душ под видом пьяного в стельку униженного и оскобленного жениха, его горькая речь, обличающая безумие ленинградской учительницы и московского хирурга, достаточно связна и логична. (Мне тут вспоминается вторая Ирония, где герой Хабенского поливает голову водкой, чтобы выдать себя за пьяного).

Ипполит говорит о том, что невозможно обрести своего человека за одну ночь. Что поддаваться чувствам неправильно, нерационально. Что эйфория, в которую погрузились Женя и Надя скоро пройдет: он уедет в Москву, где его ждет Галя, а она останется собирать осколки несложившегося с ним, Ипполитом, счастья. Счастья, которого на самом деле не было и быть не могло: Ипполит и Надя — две противоположности, и эту непохожесть своей возлюбленной, он постоянно вменял ей в вину, совершая самое натуральное психологическое насилие.

Он блефует, манипулирует, играя на надиных страхах, чувстве стыда и выученной беспомощности, которую Надя в самой себе воспринимает как порядочность. В самом деле: разве порядочная женщина может вот так, за одну ночь влюбиться в незнакомого мужчину?

Что показательно, именно в сцене с душем, показано, насколько хорошо Ипполит изучил свою невесту: весь этот фарс направлен против нее. Он расстреливает ее прицельно и безжалостно, так, чтобы Лукашин не смог ее защитить. Надя и Ипполит знакомы меньше года, но как профессионально он нащупал ее болевые точки, как виртуозно маскирует психологическое насилие то под приступ ревности, то под откровения своей раненой души...

Я скептически отношусь к теории существования перверзных нарциссов, но Ипполит — это тот самый случай, который подтверждает их существование. Это живой пример, как виртуозно они умеют маскировать психологическое насилие под обычные жизненные явления. Как сложно их вычислить и насколько разрушительны последствия их подрывной работы для психики их жертв.

Ипполит пришел, вовсе не для того, чтобы образумить Наденьку и сохранить свои отношения с ней. Он явился, чтобы закончить отношения на своих правах. Ему не важно, вернется ли к нему Надя или нет, главное, что последний удар нанесен им. Психопаты испытывают болезненную потребность в подтверждении своего превосходства, насилие любого характера — самый верный способ добиться желаемого.

Завершающий аккорд — когда мокрый Ипполит уходит в завьюженную ленинградскую ночь, оставляя Надю с диким чувством тревоги и вины. Опять же, он делает это специально, чтобы еще оставить ей "приятное", долгое послевкусие. Она никнет, гаснет и просит Женю уйти. Слова Ипполита причиняют ей настолько сильные душевные терзания, что она мгновенно отказывается от возможного счастья с Женей, хотя еще 15 минут назад ничего не боялась.

К счастью, успокоившись, она находит в себе мужество сделать вторую попытку и едет в Москву. Потому что она — такой же романтик, не обремененный земными вопросами, как и Женя. (А я еду за мечтами, за туманом и за запахом тайги). И это ее сильная сторона, а вовсе не слабость, как пытался вдолбить ей Ипполит.

Был в советское время такой тип людей, я знаю их немало: цельные, смелые, открытые и чистые душой. Это были лучшие люди своего времени. И я верю, что Надя с Женей поженились и прожили счастливую совместную жизнь, и ходили с ее школьниками в походы с гитарами куда-нибудь по Оке или на Селигер...

И что Надя точно не вернулась к занудному деспотичному Ипполиту. Очень вовремя друзья погрузили мертвецки пьяного Женю в самолет на Ленинград: своим появлением он спас Надю от совместной жизни с человеком, который бы быстро погасил ее огонь ее души.

И я верю, что для таких людей как Надя и Женя, не составляет труда из тысячи узнать своего человека и за одну ночь решиться полностью изменить жизнь и ни разу не пожалеть об этом .

Вы со мной согласны?

Друзья, если хотите больше статей о советском кино на моем канале, не скупитесь на 👍 и комментарии. Так вы даете мне понять, какие публикации интересны моим читателям. Мало лайков, нет комментариев = делаю статьи на другие темы. Всем хорошего настроения!

Здесь более подробно объясняю, почему Ипполита не жалко

Еще одна статья про Иронию судьбы о том, почему напился Женя

Почему "Ирония Судьбы. Продолжение"... вовсе не продолжение истории Нади и Жени