Найти в Дзене

Есть ли сегодня мода на атеизм?

Довольно популярное изречение православных и прочих верующих: "Сегодня модно быть атеистом". При этом не учитывается социологический факт, что в России лишь треть населения открыто заявляют о своем неверии, и примерно 65% причисляют себя к православию, хотя половина из них в бога не верит. С таким же успехом можно сказать, что сегодня мода на веру, и причиной такой моды является угроза западных ценностей с их парадами и 666 гендерами. Но это не более, чем популизм, потому что мода на атеизм, как и мода на религию, довольно сомнительное понятие. Религия и неверие - это не те вещи, которые связаны с модой. Никакой моды на атеизм не существует, есть лишь постепенная секуляризация с периодическими десекуляризационными процессами, в зависимости от внешних обстоятельств, связанных с разного рода кризисами. Численность атеистов постоянно растет последние полтысячелетия, потому что увеличивается роль науки, прогрессирует медицина, люди научились побеждать голод. Конечно, не во всех регионах р
Фома Неверующий и Иисус Христос.
Фома Неверующий и Иисус Христос.

Довольно популярное изречение православных и прочих верующих: "Сегодня модно быть атеистом". При этом не учитывается социологический факт, что в России лишь треть населения открыто заявляют о своем неверии, и примерно 65% причисляют себя к православию, хотя половина из них в бога не верит.

С таким же успехом можно сказать, что сегодня мода на веру, и причиной такой моды является угроза западных ценностей с их парадами и 666 гендерами. Но это не более, чем популизм, потому что мода на атеизм, как и мода на религию, довольно сомнительное понятие. Религия и неверие - это не те вещи, которые связаны с модой.

Никакой моды на атеизм не существует, есть лишь постепенная секуляризация с периодическими десекуляризационными процессами, в зависимости от внешних обстоятельств, связанных с разного рода кризисами.

Численность атеистов постоянно растет последние полтысячелетия, потому что увеличивается роль науки, прогрессирует медицина, люди научились побеждать голод. Конечно, не во всех регионах растет социальное благополучие, взять ту же Африку. Но как раз Африка и является центром неконтролируемого роста религиозных людей. Именно Африка стала источником бесперебойного увеличения процента мусульман и христиан.

Даже в США, самой религиозной стране среди развитых западных стран, процент верующих снижается. В России происходит то же самое, хотя есть вероятность, что из-за последних двух лет религиозность может увеличиться по понятным причинам.

При этом растет не активный атеизм, а скорее религиозный индифферентизм, то есть людям просто не интересна вера в бога и богов, им не нужна религия. Время можно потратить на более интересные, с их точки зрения, вещи: чтение книг, встречи с друзьями, игры, занятие спортом, обучение. Существует огромное количество разных форм социализации и реализации, и религия в этом смысле становится абсолютно бесполезной.

Также верующие путают "моду на атеизм" с "модой критики церкви". Дело в том, что атеист может лояльно относиться к церкви, а верующий может быть антиклерикалом. Например, блогер Дмитрий Пучков - атеист, но к церкви относится лояльно, а протодиакон Андрей Кураев критикует церковь, но при этом ходит в нее и молится.

На самом деле критика церкви была еще с самого зарождения христианства, даже Иисус Христос критиковал иудейских первосвященников, а затем апостол Павел критиковал церковь Коринфа, о чем и написал в своих посланиях, которые вошли в канон Нового Завета.

Поэтому странно говорить о какой-либо моде. Мода предполагает подражание и скоротечность. Невозможно подражать в вере или неверии, при этом можно подражать в ритуальной жизни. Но мировоззренческие вопросы всегда связаны с личной позицией, даже если эта позиция зависит от авторитетов.

-2