Найти тему
АвтоДвиж

Что смог КАМАЗ в 2021-м и чего ждем в 2022-м – прорыв или пролет

Итак, в ушедшем 2021 году КАМАЗ собирался произвести 37 тысяч грузовиков всех моделей и для всех потребителей, включая военные заказы и экспорт. По факту выпуск приблизился к цифре в 45 тысяч, что означает перевыполнение плана более чем на 20%. И это не за счет залежалого товара. Суточный темп сборки вырос даже больше – на 23% и достиг 210 единиц.

Согласитесь, это очень жирный незапланированный «плюс». И с учетом того, что цены на технику неумолимо ползут верх, нужен какой-то серьезный повод для столь большого всплеска потребительского интереса. Неужели все дело в грузовиках поколения К5, которые теперь пиарятся на всех выставках и, если верить релизам, нравятся всем, кто их уже купил?

Как оказалось, КАМАЗ К5 здесь вовсе ни при чем. Более того, мировой дефицит чипов для бортовой электроники не позволил вывести новинку даже на плановые показатели. Заявка на выпуск в 2021-м году 2300 грузовиков нового поколения была едва выполнена на 74%. Вот тебе и новые технологии.

-2

Так что вся слава перевыполнения досталась древним грузовикам КАМАЗ К3. В отличие от нового поколения, с чипами у «старичка» все в порядке, их просто нет – 5 против 50. Поэтому, пока все новые модели (как отечественные, так и импортные) трясет от нерегулярных поставок, техника «родом из СССР» заполняет рынок. Вот и весь секрет.

-3

Очень неплохо выглядит и ситуация с автобусами – их было выпущено около 1700 единиц. Кроме того, вопреки сомнениям, заработал и сборочный цех электробусов на базе СВАРЗа. Официально в 2021 году собрано 350 единиц КАМАЗ-6282. Не 100-процентный рост, как анонсировалось, но все же лучше, чем в 2020 году.

КАМАЗ даже отчитался о выпуске на московские маршруты тысячного электробуса – им стал экземпляр с заводским №761. Причем приурочили его появление к проекту «Зелёные» облигации, «одев» юбиляра и еще две машины в ливрею, изображающую «как столица заботится об экологической обстановке и как в этом помогают ценные бумаги». Немного странно, ну да хозяин - барин.

-4

Кроме того, не будем забывать про «водоробус» КАМАЗ-6290, который в этом году должен поступить в столицу на опытную эксплуатацию, и троллейбус КАМАЗ-62825. А еще, похоже, КАМАЗ закончил испытания электробуса-«гармошки» КАМАЗ-6292 и готов заявить его на следующий тендер «Мосгортранса».

Впрочем, по моему мнению, если уж и говорить об экологии, то акцент надо делать на том, что около 70% выпущенных КАМАЗом в прошлом году автобусов работают на газомоторном топливе. Вот это реально интересно, с учетом того, что машины на метане разошлись по многим городам, а электробусный бум у нас так и остался только в Москве.

-5

А вот планы КАМАЗа я бы разделил на реальные и спорные.

За 2021 год было показано огромное количество новинок. Это и развитие семейства К5, и новые проекты вроде среднетоннажников КАМАЗ КОМПАС или шарнирно-сочлененного самосвала КАМАЗ Геркулес, и новая 13-литровая рядная «шестерка» семейства «Тибет». Не забыт был и текущий модельный ряд – появились новые модификаций моделей КАМАЗ К4 и КАМАЗ К3. Казалось бы – только успевай считать.

-6

Однако, если говорить о претворении в жизнь, то картина складывается более приземленная. Из новинок семейства К5 в серию пошли 3-осные седельные тягачи КАМАЗ-65956 и самосвалы с колесными формулами 6х4, 6х6 и 8х4.

А вот 65-тонник КАМАЗ-65807, «шарнирник» КАМАЗ-6561 с грузоподъемностью 40 тонн, а так же ряд модификаций нового семейства (а их разработано около трех десятков) все еще находятся в стадии испытаний. И ждать их массового выхода раньше конца 2022-го, а то и 2023 года вряд ли стоит.

-7

Зато вот-вот в продажу должны поступить первые автомобили КАМАЗ КОМПАС. Для начала это будут КОМПАС 9 и КОМПАС 12 с полной массой 9,5 и 12 тонн соответственно. А во второй половине 2022-го стоит ждать расширения линейки еще на две модели: КОМПАС 5 и КОМПАС 6. Лишь компактный КОМПАС 3 появится не раньше 2023-го.

Судя по тому, что выкладывают у себя в соцсетях кузовостроители, старт продаж семейства в конце январе – реальность. Правда, годовой выпуск среднетоннажников даже через пять лет не превысит 5 тысяч единиц.

-8

В целом же КАМАЗ собирается сделать акцент на семейство К5. В планах на 2022-й оно должно сравняться по выпуску с семейством К4, а в 2023-м «КАМАxor» и вовсе должен сойти со сцены. Но не совсем понятно, как учитывается в столь смелых цифрах вышеозвученная проблема с чипами.

В то же время общий план выпуска - 45 тысяч машин. Если так, то даже прибавив к 16 тысячам К4 и К5 еще какое то количество КАМАЗ КОМПАС, все равно получим в приоритете семейство К3. Вот и вся правда жизни…

-9