Первый в своем роде самолет российского производства МС-21 доказал свою летную годность после многих лет задержек из-за западных санкций.
Среднемагистральный пассажирский реактивный самолет российского производства МС-21 получил «сертификат типа», открыв путь к серийному производству самолета. Новейший участник рынка столкнулся с санкциями и многочисленными отсрочками.
Иркут МС-21 - первый узкофюзеляжный среднемагистральный пассажирский самолет, спроектированный и построенный в России после распада Советского Союза. Созданный в конце 2000-х годов, самолет призван заполнить нишу, которая когда-то принадлежала культовому советскому Ту-154 1970-х годов.
Jet разработан с использованием новейших материалов
При создании МС-21 широко использовались современные материалы, при этом, по словам производителей самолета, композиты составляют около 40% его планера. Это делает самолет значительно легче по сравнению с самолетами традиционной постройки, а также, по-видимому, более комфортным для пассажиров, обеспечивая более просторные проходы.
Производитель МС-21 попал под санкции США
Однако это нововведение оказалось палкой о двух концах, став одной из основных причин задержки серийного производства, несмотря на то, что самолет совершил свой первый полет в 2017 году. Еще в 2018 году производитель крыльев, российская компания AeroComposit , пострадали от санкций США. Он был нацелен на предполагаемое участие в российской «военно-космической программе», несмотря на отсутствие государственных контрактов с вооруженными силами страны. Концерну запретили импортировать сырье и оставили неспособным производить заказы на самолет. «Санкции, введенные против« Аэрокомпозит », были не чем иным, как примером недобросовестной конкуренции, - заявил RT главный редактор сайта Avia.ru Роман Гусаров.
«Фирма не представляет ни стратегической, ни военной угрозы нашим зарубежным коллегам. Это чисто гражданское предприятие ». Он настаивал, что Boeing просто пытался «задушить своего нового появляющегося конкурента при его рождении» . Американский авиастроитель и его европейский аналог Airbus долгое время не создавали новые самолеты этого класса, он продолжил, только модернизируя старые модели, в то время как MS-21 «включает в себя все передовые технологии и, следовательно, имеет целый ряд преимуществ по сравнению с своих зарубежных конкурентов », - отметил Гусаров.
Россия начинает производство запрещенных композитов
Из-за санкций судьба проекта оставалась неопределенной, так как установка на МС-21 крыльев из обычных материалов была признана нецелесообразной. В то время в стране также не хватало технологий для производства того, что было необходимо для изготовления крыла самолета на месте. Но санкции в конечном итоге дали толчок местным исследованиям и разработкам, побудив к созданию композитов российского производства, необходимых для производства крыльев.
Принята задача по безимпорному производству реактивных двигателей
Крах MC-21 также побудил производителей стремиться сделать самолет полностью независимым от импортных систем. Первоначально он также полагался на двигатели Pratt & Whitney американского производства, а также на другие импортные авиационные и электронные системы. Ожидается, что первый МС-21, полностью состоящий из компонентов отечественной разработки или с минимальным количеством импортных деталей, появится в середине 2020-х годов.
Допущен к летной годности МС-21
На этой неделе самолет получил долгожданный сертификат типа после успешного прохождения всех испытаний и подтверждения летной годности. Пока что самолет сертифицирован с крылом из импортных материалов и двигателями Pratt & Whitney. Однако ожидается, что в следующем году действие сертификата будет расширено.
«Изменения в сертификате типа, предусматривающие использование российского композитного крыла и российского двигателя, запланированы на 2022 год», - сказал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Приходят крыло и реактивные двигатели российского производства Как отечественное композитное крыло, так и двигатели уже произведены, испытания систем еще продолжаются. Самолет МС-21 с двигателями ПД-14 российского производства совершил первый полет в декабре прошлого года, а в феврале этого года двигатели были одобрены к серийному производству. Министр торговли и промышленности России Денис Мантуров назвал ПД-14 признаком «зрелости» российской науки и «высокого уровня» развития авиационной промышленности страны.
По словам министра, конструкторы и инженеры, получившие государственную поддержку, смогли создать «очень современный и эффективный двигатель» , добавив, что «ни в СССР, ни в России не было ничего подобного за последние 40 лет». Однако МС-21, оснащенный деталями отечественного производства, уже совершил свой первый полет. В минувшие выходные производитель сообщил, что испытательный самолет МС-21-300 с композитным крылом российского производства взлетел с аэродрома в Иркутске и полет прошел нормально.