Семилетняя война (1756-1763) стала одним из масштабнейших военных конфликтов XVIII века. Основными противниками в ней были Англия и Франция, боровшиеся за господство в колониях, однако не менее важная роль отводилась Пруссии, являвшейся союзником англичан. К странам коалиции принадлежали Австрия и Россия. Именно Российская империя в дальнейшем станет главным врагом Пруссии.
Почему современники говорили, что армии этих стран “разбились одна о другую”? И в каком сражении Российской империи удалось сломить силы пруссаков?
Вступление в войну
Россия начала боевые действия летом 1757 года. Фельдмаршал Степан Апраксин направил свои войска в Курляндию, откуда через некоторое время армия была брошена в Восточную Пруссию. И хотя изначально русским сопутствовала удача, Апраксин вёл себя крайне осторожно (я бы даже сказала - чрезмерно). Взяв несколько восточнопрусских городов, армия отступила. В своём докладе фельдмаршал объяснял это так:
“Суровость времени и недостаток в здешней земле провианта и фуража, равно как изнурённая совсем кавалерия и изнемогшая пехота, суть важнейшими причинами, кои меня побудили, для соблюдения вверенной мне армии, принять резолюцию чрез реку Неман перебраться и к своим границам приблизиться”.
Однако в армейских кругах говорили совсем иное. Апраксин опасался, что заболевшая императрица Елизавета Петровна скоро умрёт, а на смену ей придёт Пётр III, который был известен своей любовью к Пруссии. К счастью для русских, государыня выздоровела, после чего Апраксин был арестован.
Резня под Цорндорфом
Главнокомандующим русской армии назначают Виллима Фермора, отличившегося в первые годы Семилетней войны. Новый военачальник снова направил свои полки в Восточную Пруссию, причём продвижение происходило весьма успешно. Однако и пруссаки не спешили становиться безучастными наблюдателями, следящими за тем, как враг понемногу занимает их территории.
Одним из самых значимых боёв оказалось Цорндорфское сражение, произошедшее 14 (25) августа 1758 года. Две сильных армии столкнулись у прусского селения Цорндорф (сегодня это деревня Сарбиново в Польше). Русское войско превосходило по численности, однако перевес не был слишком велик (кроме того, у пруссов была сильная кавалерия). Именно кавалерийская атака под командованием прусского военачальника Фридриха Зейдлица оказалась роковой для правого фланга русской армии.
Спешно отступающая кавалерия Российской империи создала массу пыли, из-за чего не была распознана своими. Всадники угодили под обстрел товарищей, а после по русской пехоте удар нанесли уже кавалерийские силы Пруссии. На левом фланге все было удачнее, однако пруссы теснили русских пехотинцев. Здесь, по аналогии с правым флангом, прусские военачальники хотели использовать кавалеристов, но атака была отражена отрядами Томаса Демику, возглавлявшего тяжёлую конницу русской стороны.
Битва при Цорндорфе для каждого из противников напоминала ад. Множество убитых и раненых лежало на полях, причём сражение к исходу дня превратилось в жестокую резню. В своих письмах король Пруссии Фридрих II называл сражение своей “великой победой”, заявлял, что уничтожил 80 тысяч русских. На самом деле потери Российской империи составили 16 тысяч человек, Пруссии - 11 тысяч солдат. Поразительно, но в сражении при Цорндорфе ни одна из сторон не была разгромлена, но и не могла считаться триумфатором. Позднее скажут, что именно в этой битве две армии “разбились друг о друга”.
Переломный момент
Военной кампанией 1759 года со стороны России руководил уже Пётр Салтыков, человек преклонных лет, но опытный и энергичный. Согласно его замыслу, требовалось вынудить пруссов наступать на прекрасно укреплённый участок, где находились войска союзников. В качестве места для будущего боя были выбраны окраины Кунерсдорфа. 1 (12) августа 1759 года прусская армия начала артиллерийский обстрел русских позиций. К вечеру все батареи противника были в руках пруссов.
Казалось бы, можно было остановить бой, сделав передышку, но Фридрих приказал атаковать. Измученные прусские солдаты не смогли взять стратегически важную высоту Шпицберг. А вот русские сумели взять реванш, нанеся удар по противнику. Пётр Салтыков заметил, что резервы короля подходят к концу, после чего дал приказ о наступлении.
Именно Кунерсдорфское сражение показало, насколько сильно Фридрих II недооценил мощь русской армии. Его войско было наголову разбито. Он сам понимал, что поражение в этой битве станет роковым для Пруссии. Устоять державе помогли лишь два “чуда Бранденбургского дома”, о которых я рассказывала прежде.
Все статьи по теме: #мир истории_романовы
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и не забудьте поставить лайк))