Для такого массивного сооружения с высоким куполом требовалась просторная площадь, которая могла бы вместить тысячи верующих, жаждавших получить папское благословение. Это дело поручили архитектору Джану Лоренцо Бернини, который сумел увидеть всю перспективу площади, и с двух ее сторон возвел колоннаду из 284 колонн, расположенных в 4 ряда, сверху по форме напоминающую замочное отверстие. В ее центре он поставил гранитный египетский обелиск. Если встать около него, то возникнет ощущение, что все 4 ряда колонн сливаются в один. В Средние века считали, что в золотом шаре на вершине обелиска покоится прах самого Юлия Цезаря. Сегодня там хранится реликвия — крест. В 1667 году площадь была закончена. Её посчитали одним из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики того времени.
На фасаде собора с большим центральным портиков расположены 9 балконов, средний из них называется Лоджией Благословения. Именно с этого балкона папа римский обращается к многочисленным верующим, собирающимся на площади перед собором. Папа произносит по-латински: «Urbi et Orbi» («Городу и миру») и начинает свою проповедь…
Вдоль всего фасада собора расположены 5 арок с мраморными колоннами, сквозь которые можно пройти внутрь. Гигантские створки дверей центрального портала были выполнены в середине XV века с бронзовыми рельефами Святых Апостолов Петра и Павла, они являются художественным произведением. Внутри собор поражает своими размерами и богатством оформления.
В нем множество статуй, алтарей, надгробий, украшенных золотом, серебром, разноцветным мрамором. Это самый большой в мире христианский храм, призванный восхвалять священность католической церкви, поражать своими реликвиями, красотой отделки каждого, кто переступает его порог. На полу центрального нефа имеются отметки, по которым можно судить о размерах других крупнейших соборов мира.
Образ Святого Петра, запечатленный в бронзе, находится в конце центрального нефа у последнего справа столба. Скульптору Апостола Петра выполнил, как предполагается, Арнольфо ди Камбио. Статуе приписывают чудодейственные свойства (официально задокументированные), поэтому многочисленные паломники прикладываются губами к ее бронзовой ноге.
В первой капелле справа можно увидеть скульптурную группу, сотворенную Микеланджело, она называется Пьета, или оплакивание, изображающая Снятого Христа, покоящегося на коленях Девы Марии. Эту трагическую сцену Микеланджело изваял, когда ему было всего 24 года. Сегодня эта мраморная скульптура находится под пуленепробиваемым стеклом, так как не раз отмечали попытки испортить ее.
Под куполом собора находится огромный киворий, так называется навес над алтарем, или престолом, который опирается на 4 колонны. Его изготовил Бернини. Высота кивория 29 метров. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и созданная также Бернини кафедра святого Петра. Кафедра включает поддерживаемого статуями Отцов Церкви кресло Святого Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. По обеим ее сторонам находятся два памятника — папе Урбану VIII работы того же Бернини и папе Павлу III скульптора Дела Порта. На папском алтаре, где горят неугасимые лампады, расположена потемневшая от времени рака, в которой, по преданию, покоится часть мощей Апостола Петра.
Как одна из самых драгоценных реликвий, в соборе хранится копье римского сотника Лонгина, то самое, которым охранявший на Голгофе трех распятых римский солдат ткнул в бок Христа. Это копье, точнее наконечник от него, в Рим попало из Константинополя. Его послал в даре папе султан Баязет, который обнаружил знаменитое копье.
#италия #рим #культура #архитектура #путешествия #интересные места #история #актуальное сегодня #интересный факт #религия