Здесь текст интервью. 3 часть
3 часть -
- Ещё вопрос. Это уже касается песен о Вашей тольяттинской жизни. У вас две песни посвящены, как минимум, две песни ... По крайней мере, я знаю две песни, которые посвящены городу Тольятти.
-Скажите , пожалуйста, Тольятти для Вас -это что, это же не родной город? Это же город, в который Вы приехали...
-Нет, почему?
-Родной? Вы здесь родились?
-Это мой родной город, по-моему, у меня в паспорте написано: Ставрополь, хотя паспорт у меня со мной, можно посмотреть. Вообще, я родился в 1960- м году, в конце мая , 26 числа. На тот момент я не помню, был он уже Тольятти... По-моему, был.
-Нет, он стал Тольятти в 1963-м.
-Ну, если в 63-м, то точно в Ставрополе. Я родился здесь, у двух историков в семье. Мама была школьным учителем, папа был вторым по номеру работником Тольяттинского будущего Политехнического Института. А вообще, это был филиал Самарского Индустриального Института.Таким образом, я родился в семье шкрабов. Шкраб -это школьный работник, такое было сокращение социальное. Папа был преподавателем, он не был кандидатом наук, но он был влюблён в историю, был чрезвычайно образован, был очень интересным человеком, худеньким, очень болезненным. Я шёл вторым в нашей семье после сестры, у нас разница на семь лет, она с 1953-го года, а я с шестидесятого...
Поэтому этот город до боли мне родной. Он очень важен, он очень нужен, я чувствую его запах, я чувствую биение его сердца...И, невзирая на то, что его наводнили маргиналами- людьми, которые приехали сюда строить свою жизнь, потому что им нужны были квартиры, объявлена была комсомольская стройка, стройка века, который автогигант. Этого сегодняшние люди просто не понимают, что это такое.
Привыкли стоять перед памятником, говорить -вот это вот дворец. Ну ты подойди к химическому заводу, попробуй оценить, что это такое, как его люди сделали. Химзавод, или завод "Трансформатор", Волгоцеммаш. Это такие же памятники истории, как и всё остальное. Это люди делали, ценой своей жизни, но они об этом не знали. Они ходили на работу, получали зарплату, вот и всё. За неё и" погибали", что называется, в кавычках,
Поэтому Тольятти для меня -это место, которое меня сформировало. Я очень люблю Тольятти за очень широкое наличие черт, с которыми я согласен и без которых я сам жить не могу совершенно. Например, протестность города Тольятти точно такая же, как протестность города Питера. Тольятти не потерпит, когда над ним будут издеваться. Тольятти не потерпит, когда ему будут хамить.Потому что это город рабочих людей. Рабочие, они терпят, долго запрягают, но потом мало не покажется.
Тольятти - в определённом смысле, это город, привыкший к новому, к новаторству, к машинам, к химии, к экологичности... Ну ничего не получается с экологичностью, Волга как болела, так и болеет, тут уж ничего пока ... деньги нужны ,но деньги никто не выделяет. Вот сейчас такая история началась.
-Деньги, разработки, какие-то научные изыскания...
Город, в котором очень много науки. А потом, вы знаете, если отбросить все пустые рассуждения, бизнес - ведь это занятие?! Ведь это в мире доказано, что бизнес,-это очень серьёзная вещь. Тольяттинский бизнес - один из первых в стране. И это очень высоко было сделано. но потом всё развалилось, и не только из-за падения ВАЗа, просто наступили другие времена.
Город Тольятти - это уникальный город по организации такого опыта. Вспомните, не было ни одного советского, российского композитора, который бы здесь не перебывал. Александра Пахмутова, Тихон Хренников, Пахмутова с Добронравовым, естественно. И Колкер, и Ян Френкель, и Маргарита Шапошникова. Если вспоминать палитру , которых я принимал, будучи директором филармонии,- там огромное количество имён. Но тогда уже не было этого университета народного, когда тольяттинцев заставляли слушать, заставляли становиться культурными. Насаждали встречу с искусством, насаждали встречу с прекрасным, и правильно делали , потому что, если не насаждать, само лезет только дерь.., только нехорошее. Само проникает, само собой, по своим ходам- только плохие вещи. А вот Высокие вещи, они требуют, чтобы семена посадили, посеяли чтобы семена. Не посеешь -ничего не вырастет.
-Вы сейчас работаете с молодёжью, получается, вы сеете семена.
-Сею, насколько могу.
-А каким Вы видите будущее Тольятти? Или хотите видеть?
Я хочу видеть Тольятти изменяющимся городом. Чтобы в нём, помимо технократических, реинженеринговых, как сейчас принято говорить, процессов, процессов оснащённости Тольятти с точки зрения механистичности , его технических каких-то пластик, которые приведут его к передовому будущему... Потому что тут всё есть: территория экономического развития, и Волжская Долина наша и всё-всё-всё.Есть заводы, которые частично стоят, частично работают, есть Авто ВАЗ, есть блестящие кадры инженерные, которые, я не знаю, ценятся они сегодня или нет, есть Тольяттинский Государственный Университет, который, выпрыгивая из оболочки, просто выпрыгивая из себя, хочет наводнить город научными кадрами, научными изысканиями, научно-практическими делами, проектной жизнью студентов, и многое другое...
Есть очень красивые люди. Есть очень продвинутые люди. Есть люди очень высокого столичного масштаба в этом городе, просто столичного масштаба... Хотелось бы, чтобы это ценилось, но наряду с этим чтобы люди понимали, что нужно без воровства, без умыкания денег в сумасшедших количествах, делать зонирование города Тольятти в плане создания социо-культурной среды для молодых. Надо насаждать места, где молодёжи приятно было бы развиваться, жить, дышать, лежать, стоять, что угодно, чтобы им было комфортно. Чтобы они хотели бывать в этих местах, понимаете?. Чтобы он её обнял, и знал, что в совокупности со всем, что её окружает, его объятия не выглядит , как такое поползновение сексуально- неожиданного характера, а чтобы это проистекало из ... - Господи, как мне с тобой хорошо, посмотри ... Вот этого нету в Тольятти. Ну нету. Почти нету нигде, понимаете? Ну вот, парк Жилкина сделали, мне пару человек шепнули, сколько туда денег планировалось отдать, и на какие деньги в конечном итоге он построился. Понимаете, в чём дело?
В Тольятти очень много прищура. (делает характерный жест рукой), вот от этого надо освободиться. От этого освободиться надо и без прищура делать этот город самым счастливым на планете. Он для жизни. И лес, оставшийся в живых случайно, и Волга, и Жигулёвские горы, и люди.
Слушайте, у меня был друг, Альфред Тальковский, мы с ним сидели, ждали наших жён возле универмага "Русь", они пошли за покупками. Мы с Фредом курим, я тогда курил. Он говорит : - "Как ты тут живёшь вообще? Посмотри, какие женщины, гляди, вон пошла, таких нет нигде..". Я думал, что в Ленинграде, в рафинированном городе, где интеллигенция, а тут сидит коренной питерский парень и говорит мне- какие женщины. Ну, действительно, в Тольятти самые красивые женщины, это правда, Митяев ведь не зря написал - и женщин красивых, если в Тольятти не бывал, то их и не видел.( песня Олега Митяева "Возвращение в Тольятти")
Так что вот такие дела.
https://vk.com/video178348385_456239434