Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Сильный советский фильм, который не стал хитом оттепели из-за смены власти

Драма об ослепшем спивающемся фронтовике, которого бросила жена, но не оставил сын, должна была стать одним из главных хитов оттепели. К этому располагало всё: сценарий Веры Пановой, постановка Владимира Венгерова, Людмила Гурченко и Олег Борисов в главных ролях. Но судьба ленты оказалась не такой яркой, какую хотели бы для неё авторы.

Кадр из фильма «Рабочий посёлок»
Кадр из фильма «Рабочий посёлок»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

Режиссёр Владимир Венгеров в кино пришёл как автор кино для молодой аудитории. Первым его самостоятельным фильмом стала экранизация повести Анатолия Рыбакова «Кортик» (1954), прекрасно принятая зрителями. А в следующем году Венгеров экранизировал роман Вениамина Каверина «Два капитана», и эта картина собрала огромную аудиторию и вошла в число самых популярных фильмов 1955 года. Но позже Венгеров перешёл на темы более сложные и серьёзные: в 1960 году вышло «Балтийское небо», один из лучших советских фильмов о войне. А ещё через специально для Венгерова написала сценарий Вера Панова.

Фото со съёмок.  Олег Борисов, ЛЮдмила Гурченко, Владимир Венгеров
Фото со съёмок. Олег Борисов, ЛЮдмила Гурченко, Владимир Венгеров

Её имя возникло в кино в 1960 когда вышла мелодрама «Серёжа», где впервые использовалась проза писательницы. И оказалось, что произведения Веры Пановой невероятно кинематографичны, к середине шестидесятых вышло уже пять картин по ним.

В 1964 году Панова написала сценарий с названием «Рабочий посёлок», в оттепельом духе, где события настоящего были тесно связаны с военным и послевоенным временем.
Фото со съёмок. Людмиоа Гурченко и Олег Борисов
Фото со съёмок. Людмиоа Гурченко и Олег Борисов

Владимир Венгеров был человеком постоянным, старался на съёмки приглашать одних и тех же специалистов: художника, оператора, гримёров. Но в этот раз на съёмках появился и новичок: молодой начинающий режиссёр Алексей Герман.

Никому не известный кинематографист стал вторым режиссёром на картине, фактически впервые получив возможность снимать.
Фото со съёмок. Алексей Герман
Фото со съёмок. Алексей Герман

Помощником Венгерова был другой начинающий киношник — Евгений Татарский, который в будущем станет одним из самых известнейших советских, а потом и российских мастером кинодетективов.

Главные роли Владимир Венгеров без колебаний отдал проверенным актёрам, с которыми был хорошо знаком и уже поработал. Людмила Гурченко и Олег Борисов сыграли влюблённых в «Балтийском небе», теперь же им нужно было играть супругов Плещеевых, которых разделяет непонимание и нежелание признать проблемы друг друга.

Фото со съёмок. Олег Борисов
Фото со съёмок. Олег Борисов

Сложнее всех на съёмках пришлось Олегу Борисову: он весь фильм провёл в тёмных очках. Позже участники съёмок говорили, что

актёр так вжился в роль слепого, что научился буквально «видеть» ушами, и на экране это действительно видно: его герой реагирует на всё, что происходит вокруг, малозаметными поворотами головы и изменением мимики.

Спустя годы Борисов вообще заработал репутацию артиста, умеющего без слов сказать больше, чем словами, и, кажется, истоки лежат как раз в «Рабочем посёлке».

Фото со съёмок. Олег Борисов и Владимир Венгеров
Фото со съёмок. Олег Борисов и Владимир Венгеров

Людмиле Гурченко чуть не ли в первый раз пришлось сыграть героиню сомнительных моральных качеств:

не выдержав жизни с пьющим мужем, она уезжает, при этом сын пары остаётся с отцом. По сюжету общественность такой поступок осудила,

да и некоторые зрители тоже не поняли такой слабости героини. Кстати, сына Плещеевых Лёньку сыграли в фильме два актёра.

Фото со съёмок. Олег Борисов и Алексей Догадаев
Фото со съёмок. Олег Борисов и Алексей Догадаев

Юного Лёньку играл Алексей Догадаев, ленинградский школьник. Органичность Алексея оценили и зрители, и критики, уже в следующем году он появился на экране ещё раз, сыграв в картине Геннадия Полоки «Республика ШКИД», завершит на этом кинематографическую карьеру, хотя ему предрекали в кино большое будущее. Алексей Догадаев стал геологом. потом увлёкся фотографией и в кино так и не вернулся. Повзрослевшего Леонида изобразит уже Станислав Соколов. Станиславу было уже 25, но играть ему пришлось героя на пять лет младше. А пригласили его потому, что помощники режиссёра

увидели в Станиславе внешнее сходство с Алексеем Догадаевым. Мало того, Алексей и Станислав даже внутренне оказались чем-то похожи, обладали одинаковой органикой, и на съёмках на это обратили внимание все участники.

Большой удачей Венгерова стало приглашение на второстепенные роли знаменитых исполнителей. Татьяна Доронина была уже крупной театральной звездой и уже несколько лет работала в кино. Владимир Венгеров впервые предложил ей роль красавицы со сложной судьбой, и Доронина замечательно с этим справилась.

Фото со съёмок. Владимир Венгеров и Татьяна Доронина
Фото со съёмок. Владимир Венгеров и Татьяна Доронина

Её поклонника, а потом и мужа сыграл Виктор Авдюшко, очень востребованный артист шестидесятых. Любопытно, что параллельно с этой серьёзной работой Авдюшко принимал участие в съёмках комедии «Тридцать три» (1965).

Режиссёр мечтал заполучить на знаковую роль, директора завода Сотникова, арестованного по доносу подчинённого, Николая Симонова, патриарха советского кино, который в кино начал сниматься ещё в двадцатые. После роли Петра Первого в экранизации романа Алексея Толстого «Пётр Первый» (1938) актёр роли выбирал придирчиво, стараясь не занижать планку. Но предложение Венгерова его заинтересовало. Его герой, попавший под репрессии и освободившийся из лагеря после смерти Сталина, вновь приходит на завод. Для времён оттепели это была фигура символическая: оклеветанный человек, когда-то названный «врагом народа», возвращает себе честное имя (а доносчик, конечно же, несёт наказание).

Фото со съёмок. Виктор Чекмарёв (стоит спиной), Владимир Венгеров и Николай Симонов
Фото со съёмок. Виктор Чекмарёв (стоит спиной), Владимир Венгеров и Николай Симонов

Такой эпизод — это тоже уникальная и удивительная для своего времени находка, в шестидесятые ещё мало кто отваживался об этом говорить громко.

Заслуга режиссёры была ещё и в выразительной массовке:

рабочие, которым ещё совсем недавно внушали, что их директор — вредитель, теперь видят его свободным, но не знают, как реагировать: то ли всё-таки сторониться, то ли радушно встречать.

Вообще массовые сцены — одна из сильных сторон «Рабочего посёлка».

В некоторых эпизодах были задействованы до 3 000 статистов, и такой массовости советское кино ещё не знало.

Режиссёру и его помощникам пришлось немало усилий потратить на организацию работы, зато масштабные съёмки рабочих, идущих на завод, действительно впечатляют размахом.

Фото со съёмок. Одна из массовых сцен. Слева — Елена Добронравова, сыгравшая богобоязненную работницу завода
Фото со съёмок. Одна из массовых сцен. Слева — Елена Добронравова, сыгравшая богобоязненную работницу завода

И вот ещё один маленький секрет «Рабочего посёлка». Во второй части в крошечной роли милиционера у Венгерова снялся коллега, режиссёр Виктор Трегубович, сидевший тогда без работы. Кстати, именно на этой площадке Трегубович познакомился с Людмилой Гурченко, которую через несколько лет пригласит в мелодраму «Старые стены» (1973).

Фото со съёмок. Людмиоа Гурченко и Владимир Венгеров
Фото со съёмок. Людмиоа Гурченко и Владимир Венгеров

И если Владимир Венгеров показал зрителям, что Людмила Гурченко может не только играть легкомысленных воздушных героинь, но и создавать сложные драматические образы, то Виктор Трегубович продемонстрировал аудитории уже новую, взрослую Гурченко, которая великолепно выглядит и в возрастных ролях.

Снимая «Рабочий посёлок», авторы считали, что их фильм станет откровением для зрителей.

Но история распорядилась по-другому: в 1964 году оттепель пошла на спад и-за того, что место первого секретаря КПСС вместо Никиты Хрущёва занял Леонид Брежнев.

Истории, рассказанные в «Рабочем посёлке», показались обновлённой власти неуместными и лишними, поэтому фильм, вышедший в 1965 году, довольно быстро сняли с проката, и только имя Веры Пановой спасло ленту от архивной полки.

Картина, увы, не получила того, что заслуживала (хотя бы благодаря Людмиле Гурченко и Олегу Борисову) и осталась второстепенной работой Владимира Венгерова.

А как вам кажется, финал «Рабочего посёлка» с возвращением Марии — это реальность или он всё-таки надуман?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-12

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: