Серия про Кота Леопольда – один из самых знаковых сериалов советской анимации. Именно его вспоминают, когда хотят обвинить «Тома и Джерри» в навязывании «западных» «бездуховных» ценностей: у американцев, видите ли, кот и мышь пытаются друг друга убить, а у нас каждую серию кот говорит, что надо жить дружно. Правда, каждую серию эта мораль обнуляется, и мыши снова пытаются довести кота, но – принцип сериализации так и работает, и ничего с этим не сделаешь.
Наверное, имело бы смысл пробежаться по всему сериалу целиком, но зимние каникулы хочется потратить продуктивнее и веселее, так что мы остановимся на случайно выбранной серии – четвёртому выпуску «Телевизор кота Леопольда», как наиболее типичному и менее популярному, чем другие.
Режиссёр и сценарист на всю серию одни и те же: это Анатолий Резников и Аркадий Хайт. Как ни странно, фильмография Анатолия Резникова не сводится только к Леопольду: он также ставил некоторые из мультфильмов про Олимпиаду, его дебютом стал «Соломенный бычок», а большие фанаты советской анимации вспомнят ещё «Робинзона Кузю» и «Раз ковбой, два ковбой». Он также причастен к «Новым приключениям кота Леопольда», но, увы, такова существующая тенденция: человек, сделавший что-то хорошее в советском кинематографе, поучаствует в шляпе кинематографа российского, тут исключений мало. Аркадий Хайт, в свою очередь, известный писатель-сатирик, и его наследие также не сосредотачивается на Леопольде: он писал сценарии к «Ну, погоди!», «Весёлой карусели», «Чертёнку с пушистым хвостом» – и это мы называем только наиболее известные достижения.
Одним словом, «Леопольд» хотя и стал одним из наиболее значимых достижений в фильмографии создателей, он не был единственным их (стоящим) проектом. Это нормальная ситуация, в советской анимации редко когда появляется традиционная для зарубежной анимации история, когда несколько человек обслуживают один и тот же проект, без погружения в параллельные постановки. Всё-таки у нас не было сериалов в том смысле, в котором они существовали, например, в американской анимации: каждый мультфильм выпускался раз в год-два, понимался как отдельно существующий, обособленный от других проект, и иногда отличался то длительностью, то стилем, то командой постановщиков. Аниматоры точно из раза в раз составляли разные компании: например, в «Телевизоре» принимает участие постоянная художница-постановщица Розалии Зельмы Татьяна Абалакина – в других фильмах о Леопольде она не участвует.
Чем «Телевизор кота Леопольда» примечательнее других работ из серии?
Да, честно говоря, ничем.
«Телевизор» – это классический леопольдовский слэпстик, в котором кот хочет провести время наедине с собой, а злобные мыши ему в этом мешают. С одной стороны, «Леопольд» – это, наверное, один из лучших слэпстиков советской анимации: шутки оперативно сменяют друг друга, многие из них крайне находчивы и на полную используют возможности анимации. Например, когда Леопольд играет на линиях помех как на струнном инструменте или использует шнур от антенны, чтобы заполнить его водой и вылить на мышей – ну прелесть же.
С другой стороны, это немножко и проблема, потому что в итоге большая часть шуток серии не строится собственно вокруг телевизора. Мыши два и более раз падают с высоты, постоянно балансируя друг на друге и стараясь не вывалиться из окна, под конец включают пылесос вместо телевизора, танцуют лезгинку с ножом в зубах… Да, там есть и «телевизорные» шутки, вроде той самой линии помех или вставленной (непонятно как, ну ладно, это уже занудные придирки) за экраном угрожающей картонки, где вместо Весёлого Роджера – кот с костями… Но очевидно, что потенциал того, что Леопольд смотрит именно телевизор, а не идёт на какой-нибудь спортивный матч, в полной мере не реализован, и всё оставшееся время остаётся смотреть только на мышей, которые в очередной раз падают из окна на пятом этаже вниз.
Это нетипичная проблема для «Леопольда», поскольку обычно все шутки, связанные с его повседневными заботами, обычно выжимаются на десять из десяти. Больница, поездка за город, день рождения, летний отдых – всё это становится отличным объектом для весьма креативного физического юмора. И странно, что именно телевизор выдал проблему; вероятно, дело в том, что Аркадий Хайт, сам или через редактора, столкнулся с проблемой, что нельзя вставлять в мультфильм больше двух локаций и трёх персонажей, и поэтому не мог показать, как мыши на Останкино записывают комические угрозы Леопольду или скачут за ним внутри самого телевизора. Ну грустно, что можно сказать.
Но это не худшая серия в сериале, даже если не брать в расчёт совсем странные повороты этой франшизы, вроде «Возвращение кота Леопольда» или «Новых приключений Кота Леопольда». Честно говоря, я максимально неподходящий человек для того, чтобы писать про эту франшизу, потому что я и в детстве никогда не любила этот сериал: он мне казался пресным и растянутым, а дружелюбный Леопольд вызывал у бурного активного ребёнка искреннюю неприязнь и нежелание хоть что-либо про него смотреть. Сейчас я уже отношусь к этому сериалу немного легче и нахожу классные талантливые штуки и шутки, придуманные Аркадием Хайтом (и, к сожалению, зачастую посредственно реализованным в анимации), но я понимаю, почему в ретроспективе другая знаменитая франшиза про взаимоотношения кота и мыши оказалась намного более популярной. Не из-за мнимой бездуховности, а просто потому, что многие серии «Тома и Джерри» правда невероятно смешны и находчивы.
Доброты мало, факт. Но, как показывает история франшизы, доброта не слишком помогла Леопольду вернуться к новым маленьким зрителям и заинтересовать их к самому себе. К сожалению.
#советские мультфильмы
#мультфильмы ссср
#советская анимация
#кот леопольд