Найти тему

В Нью-Йорке так любят Шекспира, что устроили бунт.

Главные герои этой истории.
Главные герои этой истории.

Шутка про разборки интеллигентов в стиле «быдляк» на тему «а ты обоснуй, кто лучше Моне или Мане?» довольно очевидны. Ну, знаете, весь юмор здесь в противопоставление двух крайностей: с одной стороны розочка из бутылки, которая ассоциируется с чем-то низменным, с другой: высокоинтеллектуальная причина для конфликта, вроде понимания сущностей философских школ. Подобные гэги слишком просты и очевидны, да? Но, представляете, в истории уже было что-то подобное! Шутка, которая оказалась правдивой. Знаменитая драка в Нью-Йорке, которая возникла из-за... исполнителей Шекспира и различных стилей исполнения «Макбет»! Как вам? Ну ладно, опять же утрирую, но повод близкий.

История даже была запечатлена на гравюрах
История даже была запечатлена на гравюрах

Итак, начнём с одного из главных виновников торжества. Эдвин Форрест (на первом фото справа) считался в стране Свободы и Белоголового Орлана лучшим исполнителем Шекспира. Он выступал на сцене Нью-Йорка, Питтсбурга, Нового Орлеана и прочих городов. Его  мужественная внешность и брутальный стиль исполнения ролей проложил тропинку в сердечко массового зрителя, в основном из бедных слоёв общества. Ага, раньше, как я уже говорил, особо было не до развлечений, поэтому в театр шли все подряд невзирая на уровень дохода. И Эдвин был идеальным ответом на запрос публики. Мачо с энергетикой. Резкие движения, гортанный голос, животная страсть. Тем более, что его ближайший конкурент был пьяницей, который мог просто наблевать на сцене, посреди своего выступления.

Карточка актера в образе Кассиуса
Карточка актера в образе Кассиуса

Короче, завоевав сердца соотечественников, Эдвин рискнул наладить экспорт своего виденья Шекспира и на родину великого драматурга! Он отправился в турне по Британии. Но у англичан уже была своя звезда в этой нише — Уильям Макриди (в левой части заглавного фото). Его стиль был более мягким, эмоциональным и по возможности максимально благородным. Короче, тот самый актёр, который перед тем как упасть в обморок на кушетку должен выпить чашечку чая, обязательно отставив мизинчик. И естественно, англичанам, привыкшим к другой актёрской школе, не понравилась маскулинность и резкие движения Форреста, направленные на менее взыскательную публику. Последовало множество негатива и как следствие разгромные рецензии в газетах. Что бы подумал нормальный человек? Возможно что-то про «чужой монастырь» и «свой устав». Что подумал Эдвин? Что всё было подстроено лично Макриди, несмотря на то, что он довольно приветливо встретил своего американского коллегу. Но паранойю было уже не остановить, поэтому в качестве ответного жеста Эдвин отправился в другой город, где явился на представление британца и в течение всего спектакля шипел, срывая выступление. После чего заявил журналисту, что все эти «жеманные танцы в образе являются оскорблением духа Шекспира». Британцы были в ярости, газеты подлили масла в огонь и ненависть к возомнившему о себе америкашке пробила все границы. Американцы же, узнав уже из местных газет о происходящем, объединились вокруг своего кумира. Это и стало началом войны между актёрами.

В том числе и в виде карикатур.
В том числе и в виде карикатур.

Битвы велись в основном через газеты и разговоры в салонах и «на кухнях». Но спустя несколько лет Макриди решил совершить непоправимую ошибку и отправиться в турне по Американскому континенту, чтобы залить светом британской школы сцену страны Свободы. Эдвин, почувствовал возможность для мести и отправился вслед за ним. Он выступал в точно таких же постановках, но в других театрах. Естественно, публика превозносила своего кумира, а Макриди закидывала тухлыми яйцами. Чтобы вы поняли уровень ненависти к английскому актёру: в Цинциннати кто-то бросил половину дохлой овцы во время кульминации его выступления. То есть человек несколько часов просидел в темноте с гнилой тушей овцы в обнимку, чтобы просто выразить своё презрение актеру. Макриди пытался как-то объяснить историю конфликта с помощью газет. Но делал это с таким снобизмом, что лишь ещё больше разозлил публику. По его словам, американцы не понимаю величия его игры. Читатели прочитали, что они тупы и необразованны. Газеты практически требовали крови этого актёра! Защитить Америку от Англии. Не для того диды воевали! И вот финал турне. Театр Астория в Нью-Йорке!

Собственно вот это здание
Собственно вот это здание

Для справки: в этот период основным времяпрепровождением Нью-йоркцев были массовые драки как по расписанию. «Банды Нью-Йорка» смотрели? Вот, что-то похожее. На улицах всё время схлёстывались местные банды из трущоб, разгорались митинги, вспыхивали забастовки по любому поводу. О каком законе и порядке можно говорить в городе, где возле здания мэрии однажды началась массовая драка между городскими и окружными полицейскими. Они просто не поделили сферы влияния и немного обиделись друг на друга. Одни попытались арестовать мэра, другие его защитить. Спасать всем пришлось... нет, не пожарным. Народному ополчению. Впрочем, это другая история. Сейчас важно, что для нью-йоркцев Театр Астория был реально костью в горле. Расположившись возле бедного района Бауэри (место обитания Bowery Boys — одной из самых жестоких банд города), этот театр позиционировал себя как высококлассное место для элит. Дикие цены на билеты. Обязательный для посещения дресс-код — сюртуки и вечерние платья. Кого попало не пускают — только избранных с подтвержденной родословной. И это дико злило обитателей трущоб — в другие театры они ещё могли попасть. А вот в это место обитания аристократии им путь был заказан.

Нью-Йорк того времени.
Нью-Йорк того времени.

А теперь представьте. Самый ненавидимый актёр США собирается сыграть в самом ненавидимом театре города. Что могло пойти не так, правда? Перед первым выступлением руководители банд тряхнули мошной и начали пачками скупать билеты и предоставлять вечерние наряды для своих самых отмороженных подчинённых. По городу распространялись листовки о том, что англичане атакуют! Что клятые интиллихенты и богачи выступают против нашего любимого Форреста, собираясь поддержать снобского бриташку! Недопустим! Недадим! Короче, в день премьеры «Макбет» возле театра собралась толпа, ожидалось веселье.

Листовка распространяемая среди нью-йоркцев
Листовка распространяемая среди нью-йоркцев

В зрительном зале Макриди встретили матерные плакаты и рёв аудитории. Он прождал 15 минут, но зрители не утихали. Уильям дал отмашку, и спектакль начался, несмотря на то, что актёры за шумом толпы даже не слышали друг друга. В труппу полетели монеты, яйца, яблоки, гнилой картофель. Позднее их сменили баночки с мочой и другими неаппетитными жидкостями. Когда публика перешла в режим «Халк крушить!» и принялась вырывать кресла, Макриди понял, что возможно с него достаточно. Поэтому он спешно закруглился и ретировался. Интеллектуалы Нью-Йорка во главе с мультимиллионером Джоном Астором и писателем Вашингтоном Ирвингом поняли, что их город только что пробил дно в репутационном плане среди всех театралов. Поэтому они принялись уговаривать Уильяма на вторую попытку. Делегация обещала усилить меры безопасности, вызвать дополнительные отряды полиции, окружить здание театра, подтянуть артиллерию, ввести войска в город и так далее. Англичанин нехотя согласился. Но и босота не дремала. На следующий день возле театра, окружённого стеной из 300 полицейских, собралось 15 тысяч обитателей трущоб с камнями и палками. Прямо как «300 спартанцев», да. Внутри здания вылавливали поклонников Форреста, купивших билеты. Не найдя лучшего решения, силы правопорядка оттеснили их в подсобное помещение, ну а те в ответ на это додумались поджечь опилки и часть театра запылала. В это время толпа снаружи камнями повредила водопроводные трубы и здание начало заливать водой.

Прибытие кавалерии... в смысле армии.
Прибытие кавалерии... в смысле армии.

Маккриди настаивал на том, что «Show must go on». И актёры играли в горящем и затапливаемом здании, которое окружила злобная толпа. Бунтовщики же только взращивали свой гнев. Они даже собрали примитивный таран, чтобы идти на приступ. Чтобы их утихомирить пришлось вызывать армию. Те явились и, получив дождь из камней, перестроились для приготовления к стрельбе. Вначале холостыми, но после этого в ход пошли и боевые. Тут уже митингующие дрогнули и разбежались. В результате этого, самого кровавого столкновения в Нью-Йорке погибло 22 человека, пострадало около сотни. Бунты против «убийства честных американцев в угоду аристократам и англичанам» продолжались ещё несколько дней. За Макриди продолжали охоту и ему пришлось скрываться, перед тем как незаметно покинуть город. Ну а театр, получивший прозвище DisAstor, пришлось закрыть. Через 50 лет его снесли.

----

Тут обязательная просьба поставить лайк и подписаться. Собираюсь писать еще о многом интересном.

А еще у меня есть телеграм-канал: Массаракш Наизнанку . Там подобные статьи появляются раньше, но без подробностей. А еще там бывают всякие новости.