Приветствую всех, с началом новой недели и нового года!
В предыдущей статье «Вся правда о тарханной грамоте Муйтен-бия» остался открытым вопрос: «Как продолжилась дальнейшая жизнь Муйтен-бия?». После получения ярлыка Муйтен-бий обязан был не только платить дань, но и также собрать войско. Вот как об этом свидетельствует предание «Усергены»:
Монголы, не очень-то докучали усергенам своими набегами. Видя, что они храбрые воины, старались их самих мобилизовать в сою армию. Одаряя их верховодцев и биев разными степенями и званиями, богатствами и дорогими подарками, а также правом быть хозяевами земель, принуждали сколачивать войско из усергенов
Монголы включали в свою армию воинов из покоренных народов. И летом – осенью 1236 г. Муйтен-бий возглавил усерганский отряд и присоединился к монгольскому войску. Они участвовали в Великом западном походе. Возможно ему пришлось пройти через испытание кровью «своих родных». Почему? В составе Монгольского войска башкиры вероятно участвовали в походе в Прикамье и Волжскую Булгарию, а там проживали северо-западные башкиры. Скорее всего усерган использовали, как проводников.
Рашид ад-Дин, описывая начальный этап Великого западного похода, вот что сообщает:
сообща устроили курилтай и, по общему соглашению, пошли войною на русских...вместе с тем войском (монгольским) направились они (т.е. усерганы) на север, овладели рязанским княжеством…
Дальше, башкирские войска участвовали в разгроме Владимиро-Суздальского княжества и в разгроме и осаде г. Козельска в 1238 г. А уже в 1240-1242 гг. башкиры в составе монгольской армии оказались на территории Польши и Венгрии. А в 1236 г. монах Юлиан искал венгров-язычников, т.е башкир на востоке. «Кого встретил Монах Юлиан, путешествуя в Волжскую Булгарию». Удивительно, ведь ему и не стоило прилагать столько сил. Он мог увидеть и у себя на родине.
Итак, подводя итог, что хочется сказать. Муйтен-бий был умелым и дальновидным политиком. Башкиры вошли в состав Улуса Джучи и вероятнее всего это было единственным выходом. Выходом выжить и не быть покоренными. Жить на определенных условиях, диктуемых сюзеренами. Многое в социальной и политическом развитии башкиры переняли у монгол.