Давно хотел написать отзыв на первый сезон, но все как то политика отвлекала.
Впечатление от трейлера писал здесь. Уже тогда писал о подводных камнях что ждали сериал и которые могли его подкосить.
Что получилось. Первое что надо сказать это про сюжет. Дюма как то сказал про историю мол она гвоздь на который он вещает свои сюжеты, здесь не сводится к тому что это прям гвоздь но от сюжета остался остов. Он был весьма серьезно урезан. К примеру во время путешествия от Шадар Логота героев ждали три или четыре встречи с представителями подполья друзей Темного и где-то три с Мурддраалами, в итоге их скомпилировали в одну с теми, в одну с другими причем такими которые сильно отличались от тех что в книге. Из трех визитов в города Байрлон, Беломостье, Кэймлин скомпоновали один и перенесли его в Тар-Валон. Разумеется урезали обилие диалогов, персонажей и мелких событий. Остались только наиболее существенные вехи первой книги, причем как правило с отличиями от того что было в цикле. А еще занесли некоторое количество отсебятины, явно с целью сделать сериал более взрослым и жестким. Внесли секс, разумеется внесли по требованиям "прогресса" геев и лесби, убили некоторых второстепенных героев. Переиграли некоторые моменты. К примеру дали зачем то Перрину жену, и сразу же её убили, Мэту неблагополучную семью, армию троллоков в Тарвиновом ущелье сжег не тот персонаж что в книге, а куча необученных направлять женщин, и таких мелочей не мало.
В таком виде это утратило колорит Джордана. Интересно, его всегда обвиняли в том что первая книга сильно похожа на Толкиена, да он и не скрывал заимствований и из Толкиена, и из других произведений, но тем не менее его цикл был популярен, одним из самых популярных. И это было заслугой именно его колорита, его многочисленных персонажей и их взаимодействий, подробных путешествий, и извивам сюжета. Читатели быстро обзаводились любимыми линиями, сценками или персонажами, если цикл им заходил. И вот этот колорит делал Джордана не похожим на других, даже если ты считывал заимствования. Урезание огромного объема было неизбежно, и не факт что возможно было как то при нем колорит сохранить, но сейчас этот вопрос уже чисто теоретический. Книгу урезали и в итоге сериал вышел как раз тем в чем Джордана обвиняли, подобием Властелина колец Толкиена, с небольшими вкраплениями потуг стать "Игрой престолов". Нет таких сериальщиков которые сейчас снимают фэнтези и не пытаются стать как ИП. Если кто книги помнит слабо, или вообще не читал, а фэнтези любит, и современная прогрессивная повестка не раздражает, то можно попробовать посмотреть и может быть даже понравится. Я во всяком случае так предполагаю, мне как читавшему трудно посмотреть на это со стороны.
Из плюсов еще можно еще добавить великолепного оператора и замечательные пейзажи. Хорошую работу костюмеров. Ну и иногда рисовальщики графики выдавали нечто неплохое. Местами правда и ужасное, но терпимое в сериале.
Сыгран он сносно. По настоящему отлично играет только Розамунд Пайк, и есть четкое ощущение, вот звезда А класса, вот есть она и есть остальные. Остальные эдакий старательный колхоз, не косячат, но и не блистают.
Сама постановка отдает чем то ученическим. Будто люди учились снимать фэнтези и подсматривали как ставить те или иные сцены в других фильмах и сериалах. Впечатление вторичности еще идет от такого, часто кажется что то или это уже видел.
Засим разговор о таких вещах закончен и далее пойдет про то как в этом сериале своеобразно мутировал современный социальный прогресс, и грехах которые уже точно не понравятся тем кто книги помнит и любил.
1. Во первых конечно же пресловутое расовое разнообразие. Пока смотрел трейлеры оно не сказать что сильно бросалось в глаза, в основном касте как то можно было бы привыкнуть к тому что Эгвейн играет индуска, а Найнив мулатка. Но в этот момент наверное создатели убоялись что их лишат звания дома сериала высокой культуры и постарались везде и все максимально расцветить на третьем и втором плане.
Так выглядят посиделки в деревенской таверне в этом условном средневековом фэнтези
Примерно таким способом негры, индусы, азиаты напиханы повсеместно на задний план. Причем их культурную идентичность стараются подчеркивать, они носят дреды, национальные браслеты и пирсинг, я видел бинди, и есть даже одна Айз Седай в хиджабе. Расового разнообразия не избегли даже местные цыгане став причудливым конгломератом из белых и цветных. Глаза это режет капитально.
2. Интересно что здесь все любовные связи сделали межрасовыми. Даже такую добавленную экзотику как тройничок одной Айз Седай с двумя бисексуалами Стражами. Есть в книге такое, что узы Стража приводят к слишком близкой связи между телохранителем и волшебницей, а зеленая Айя спят со своими Стражами и заводят их больше одного. Ну тут решили это углубить, один из стражей негр, другой белый, сама волшебница какая то очень смуглая, скорее всего индуска. Ну и самый главный ход конем всего сериала, любовная связь между Морейн и главой всех Айз Седай Суан Санчей, ну до кучи сделали её негритянкой. Для меня как читателя это был слишком радикальный ход, хоть Джордан говорил что во времена когда они были послушницами у них связь действительно была, но не в акутальном времени, и обставлено это все было такими интимными подробностями которых я бы с удовольствием не видел и не слышал, "маленький иглобрюх", "на колени". Но как я уже сказал абсолютно все любовные связи тут межрасовые, даже те которые еще не начались, но будущего персонажа показали.
3. Разумеется тут еще сделали многих других персонажей второго плана цветными. Вопрошающий среди Белоплащников негр, Падан Фейн негр, Престол Амерлин Суан Санчей негритянка. И даже Льюис Террин "Убийца родичей"!
4.Здесь почти нет красивых женщин, кроме собственно Розамунд Пайк. Нет как класса. Максимум некоторые миловидные, симпатичные, но красавиц нет. Может быть конечно у шоураннеров такие вкусы, или же кто-то у кого-то любовница, и весь каст подобран чтоб не затмевать и не конкурировать, но думается мне что это все таки извив современного феминизма, поскольку помимо всего прочего многие актрисы заметно превышают тот возраст в котором описаны их персонажи и далеки от хорошей спортивной формы.
5.Ну и наконец наиболее странный извив прогрессивной мысли это то что авторы низложили существовавший в книжном цикле матриархат. Это было внезапно, такого я не ожидал. Казалось бы в книгах уже изначально заложен феминизм, весьма передовой во время выхода. Организация волшебниц Айз Седай типа как Глубинное государство существующих королевств, те кто управляет марионетками на престолах. В главном королевстве цикла власть передается от матери к дочери. В деревнях есть как Совет из мужчин, так и Круг женщин. Даже в большинстве пар верховодят девушки. Что тут не так для современной повестки? Однако что-то не устроило. Айз Седай в сериале изрядно ослабили и на теневую власть они уже не тянут. Не умеющие в магию Чада Света\Белоплащники ловят их и сжигают живьем. Один из них носит связку колец Айз Седай от убитых сестер. Занимаются они своим черным промыслом прямо под стенами Тар-Валона и почему то волшебницы занимаются непротивлением злу насилием и ничего с этим не делают, при том три-четыре сестры могут устроить им настоящий геноцид. Кроме этого в уста одной из них вложили фразу о том что не смотря на них миром правят мужчины, которые угнетают женщин, и они с этим борятся, сестра из красной айя. При том что женский матриархат книги низложили, тем не менее и часть деяний парней уехало к девушкам. Как я уже говорил армию троллоков тут Ранд уже не сжигает, сумел победить Темного, но армию сожгли женщины умеющие направлять силу, жившие в Фал Дара. Что как бы противоречит созданной Джорданом системе мира, где большинство обладающих силой, без обучения не могут её применять. Правда все кроме Найнив и Эгвейн сожгли себя при этом. Вот это урезание мужских персонажей, оно тоже сказывается не очень хорошо.
Очень интересный вопрос почему так получилось? Почему современному феминизму откровенно не понравился тот который был передовым еще 20-30 лет назад? Почему понадобилось устранять колорит Джордана. У Джорадана чуть ли не каждый женский персонаж был решительной самоуверенной особой, чуть что проходящейся по поводу мужского пола на предмет отсуствия у него мозгов и наличия вместо них шерсти. Этого было так много что отсутствие таких пикировок между девушками и парнями чувствуется как дырка на месте зуба.
Рискну предположить что современному феминизму куда удобнее когда женщина жертва мужского угнетения и борьба против оного, есть это угнетение или нет, а если в мире такого угнетения не было значит его надо создать.
Кроме действия на сериал современной повестки мне еще как читателю книги не понравились многие решения.
В первую очередь то как выглядят Найнив и Эгвейн. И дело не в том что их играют не те актрисы по расовому типу, когда я смотрел трейлеры я обратил внимание на то что их цвет кожи не так что бы сильно бросался в глаза. Обе по книгам красавицы брюнетки с чуть смуглой кожей, и с довольно сильными характерами. Характеры им сильно смягчили, особенно Найнив, взрывная, властная и решительная, стала вечно перепуганной, скромной, с глазами наполненными страхом, которая совершенно не понятно почему делает все те вещи что делает. Наверное из вечного страха. Актриса Зои Робинсон вроде как может выглядеть хорошо. но не здесь, не красавица а этакая серая мышь "не смотрите на меня, меня здесь нет". А Мадлен Мэдден на мой вкус просто страшная и смотреть на неё не хочется, ей тоже урезали характер, хотя и не настолько заметно как в случае с Найнив. Эгвейн и Найнив это самый заметный и серьезный кастинговый провал сериала.
Опять таки Мин Фаршав из красавицы с мальчиковой внешностью стала возрастной невзрачной китаянкой, годящейся главному герою в матери. Причем в поздние. На месте Темного оказался мужчина жгучей арабской внешности. Я как бы не против, чтоб его играл такой, но именно этот выглядел смешным и ни разу не устрашающим. Джафар в последнем Алладине и то больше внушал.
Одной из наиболее крупных сценарных ошибок как мне кажется является то что сценаристы соединили вместе эпизоды когда главные герои попали в Байрлон, в Беломостье, в Кэймлин и приезд Престол Амерлин в Фал Дара уже из начала второй книги. Все это вместе объединили в Тар-Валон. Упустили огромное количество персонажей, развития героев, и вынуждены были переписать встречи с другим героями. С той же Мин. Особенно проблемным выглядит отсутствие Кэймлина. Как в будущем будут знакомить Ранда с принцессой Илэйной, совершенно не понятно, возможность сделать это так симпатично по сказочному как в книге упущена.
Вообще серия с пребыванием героев в Тар-Валоне была сплошной упущенной возможностью. Ок, вы начали все это намного раньше чем было нужно по сюжету. Но кучу возможностей для введения будущих персонажей вы упустили просто с легкостью. И ради чего7 Ради того чтоб показать лесбийскую связь между Морейн и Престол Амерлин Суан Санчей? Оно того стоило? Ах да, там еще есть личная драма одного Стража с именем Степан, его Айз Седай Кирене погибла, и ему плохо и по человечески и из-за разрыва уз, ну он напивается с Ланом и думает как ему дальше жить и не податься ли третьим стражем-геем к Айз Седай Алане Мосвани, а что до гейства то мол все бывает в первый раз. Однако на утро он все таки решил что ну его этот "первый раз" и сделал себе харакири. В общем умер мужиком, респект. А потом его был длительный ритуал его похорон, и этот ритуал как сцена был снят просто ужасно. В общем все такие вещи авторам сериала казались куда более важными чем движение дальнейшего сюжета. Алану Мосвани кстати говоря играет индуска, вроде бы актриса не старая, когда то красивая, но сейчас решившая что спорт и поддержка фигуры дело лишние.
Это она зовет двух свои стражей-би к себе в шатер
Зачем то в конце последней серии убили огир Лойала. Падан Фейн убил. При это актер во втором сезоне числится, и скорее всего его воскресят. Ну и зачем было делать это туда сюда обратно? Кстати говоря огир тоже негр, проблем нет, но тогда лучше всем другим огир будет быть неграми. А вот грим у него отсталый и страшноватый.
Сделали совершенно неинтересный флэшбек с негром Льюисом Терином "Убийцей родичей", заместо кровавого и жестокого пролога в цикле.
Есть совершенно дурной момент как айилка на 9 месяце беременности валит четырех рыцарей, причем у ней уже схватки и нож в боку. Айил это конечно крутые бойцы в цикле, но не настолько.
Следующий момент своеобразный, нельзя сказать что плохой, но довольно странный для читавших. Фактически до предпоследней серии авторы сериала стремились держать интригу о том кто тут Возрожденный Дракон. Причем в возможных кандидатах числились и девушки Эгвейн с Найнив, что прямо против канона и механики этого мира. Разумеется это было для незнакомых с циклом, ну и еще может быть немного для торжества равенства полов. Это повторюсь для читавших было скорее странно, и еще немного забавно, поскольку в рамках интриги стремились указать буквально на всех, кроме собственно того кто этим Драконом станет. В книгах подобной интриги не было совсем.
В итоге мне сериал не понравился. Он совершенно не стоил потраченных на него денег, и так себе как экранизация Джордана. Старина Роберт явно заслуживал лучшего.
В России сериал вне всяких сомнений провалился. Его оценка на КП сейчас.
Для эпичного дорого фэнтези сериала это очень низкая оценка. Один из наиболее впечатляющих разрывов в оценке между Кинопоиском и ИМДБ. 5,9 и 7,3. На мой взгляд заслужено.
А еще этот сериал рассматривается многими как полигон для обкатки творческой группы перед сериалом по "Властелину колец", которого тоже ждет расовое засилье и всяческое разнообразие. И боюсь что если судить "Колесу" то ничего хорошего у Амазона не выйдет.
#сериал колесо времени #колесо времени #роберт джордан
#рецензия #кино #сериалы #фэнтези #фэнтези сериалы
#сериалы амазон #экранизация