25 января 1667 года вступили в брак граф Вилем Альбрехт I Коловрат-Краковский и его невеста Людмила Эва Франтишка. Ему было 67 лет, и он уже в пятый раз приносил клятву супружеской верности. Она всего лишь третий раз шла под венец, и ей исполнился 51 год.
Жених и невеста происходили из богатых и знатных родов. Для них обоих это был последний брак. Вилем Альбрехт I Коловрат-Краковский умер в 1688 году, а супруга пережила его на 7 лет.
Графиня Людмила Эва Франтишка была попечительницей пражской Лореты - это целый комплекс построек, центром которого является копия хижины, в которой росла и воспитывалась Дева Мария. Графиня оставила завещание, в котором, в частности, указывала, что нужно отдать 6500 бриллиантов для изготовления монстранции для Лореты.
Что такое монстранция?
Это своеобразный реликварий или дароносица, в котором хранится гостия - специально выпеченный хлеб, который после освящения, как считают христиане, становится Телом Христовым.
Проект монстранции для Лореты по завещанию графини Коловрат-Краковской создал Иоганн Бернгард Фишер фон Эрлах, знаменитый архитектор и скульптор из Вены (его здания и скульптуры есть и в Чехии). Сделали драгоценную дароносицу мастера Иоганн Кенишбауэр и Матиаш Стегнер.
В Прагу из Вены монстранцию перевозили под вооруженным эскортом - никому не хотелось, чтобы дорогостоящий шедевр попал в руки обычных "романтиков с большой дороги".
Почему дароносица получила название "Пражское солнце"?
Ну, Пражское - это понятно. Потому что монстранция хранится в Праге. А солнце - это благодаря ее форме.
Основу композиции составляет скала с драконом у подножия. Центр - фигура Девы Марии. А над богородицей мы видим облака, из которых исходят лучи - благодаря этой части монстранцию и называют солнцем.
Высота дароносицы - 89,5 см. Ширина, которая считается по самым длинным лучам - около 72 см. Весит изделие более 12 кг. Оно выполнено из серебра и покрыто толстым слоем позолоты, а по золотым лучам рассыпано 6222 бриллианта.
Здесь внимательный читатель должен спросить: а куда исчезли еще 278 бриллиантов? Ведь раньше говорилось, что в завещании графини их было 6500?
Разница между двумя числами пошла на оплату труда мастеров.
Возможно, результат труда ювелиров не вполне соответствовал намерению графини Людмилы Эвы Франтишки Коловрат-Краковской. Монстранция получилась настолько большой и дорогой, что ее практически не использовали по назначению - упрятали в сокровищницу. И сегодня мы можем увидеть ее в галерее Лореты, где она занимает центральное место. Но нельзя не согласиться с тем, что это - шедевр ювелирного мастерства эпохи барокко.
Нередко в рассказах про "Пражское солнце" делается упор на то, что графиня завещала не просто 6500 бриллиантов. Что это были бриллианты с ее свадебного платья. И в Лорете можно увидеть ее портрет, на котором она изображена именно в этом платье.
Но на самом деле нет никаких документов, подтверждающих, что это те самые бриллианты. Да, было завещание. Да, существовала традиция, по которой знатные дамы завещали драгоценности со своих свадебных платьев церкви. Но до наших дней не сохранилось ничего, что указывало бы на то, что бриллианты с платья графини действительно перекочевали на дароносицу, выставленную в Лорете.
С другой стороны, а почему бы и нет? Могло такое быть? Могло.
А вы были в Лорете? Видели Пражское солнце и другие сокровища? Больше о ней на моем канале можно узнать по ссылке
И не забывайте, пожалуйста, про лайки, комментарии, а также подписку на канал - если вы еще на него не подписались.