Найти тему
Вера Голубенко

Японские дети не вылазят из гаджетов, а родители никак на них не влияют. Своих детей я тоже не ограничиваю

Однажды в Японии я завтракала в небольшой кофейне, а за соседним столиком сидели папа-японец с 10-летним сыном. Папа пил кофе и смотрел задумчиво в окно. А ребенок играл в приставку типа Nintendo.

Когда отец попросил отложить игру в сторону, то сыну моментально стало скучно. Было видно, что ему неинтересно просто так сидеть в кофейне, банально нечем заняться. Через некоторое время он снова схватил приставку и продолжил играть.

Подобные ситуации в Японии я видела не один раз. А позже, когда в России я работала с детской японской делегацией, поняла, насколько сильно влияние гаджетов и игровых автоматов на японцев.

Японскую делегацию заселили на территорию турбазы. Для детей там были доступны куча развлечений: батуты, лазилки разные, можно было покататья на велосипедах, самокатах. Территория огорожена, полная безопасность.

Одновременно на турбазу заселились японские и русские дети. И когда детям сообщили, что база в их полном распоряжении, то русские дети рванули на батуты и побежали кататься на самокатах. А японские дети устремились к игровым автоматам.

Надо сказать, что в Японии под игровые автоматы выделяются огромные помещения. Автоматы стоят рядком, и японские дети в них увлеченно играют. Для японцев автоматы – это привычная реальность, поэтому и в России они побежали в первую очередь к ним. И только несколько японцев пошли кататься на велосипедах.

Делегация японских деток на Хехцире под Хабаровском.
Делегация японских деток на Хехцире под Хабаровском.

На турбазе стояли стандартные автоматы, для использования которых нужно было опустить в ячейку 5ти или 10ти рублевые монеты. Японские дети побежали к своим воспитателям, чтобы узнать, как разменять деньги. Я работала там в качестве переводчика и стала помогать им менять деньги. И тогда подумала, как удивительно, что русских детей эти автоматы не заинтересовали ни на грамм, а японцы сразу побежали именно к ним.

В современном мире оградить детей от гаджетов невозможно. Мы сами пользуемся телефонами и компьютером каждый день. Автоматы, компьютерные игры, интернет постоянно вокруг нас.

У меня у самой двое детей. И они уже прекрасно умеют пользоваться телефонами, компьютером. Они знают, что и как включить, и периодически проводят довольно много времени за гаджетами. Но я не ограничиваю их искусственно. Нет такого, что только 2 часа они могут играть с телефоном, а потом обязаны заняться чем-то другим.

  • Я их не ограничиваю, потому что умение пользоваться гаджетами, телефоном и компьютером в нашей современной реальности – это ключевой навык. Выигрывает сейчас тот, кто понимает, как работает интернет, как им пользоваться, как искать информацию.
  • Я точно знаю, что если у моих детей забрать гаджеты, они тут же найдут себе другое занятие. Они будут играть с игрушками, рисовать, играть в прятки друг с другом. Но не будет такого, что они сядут и будут ныть, потому что не знают, чем заняться без телефона.
Мои "бандиты" на природе. Про гаджеты они там даже не вспоминают.
Мои "бандиты" на природе. Про гаджеты они там даже не вспоминают.

Когда мы семьёй приходим в кафе, то никогда не используем гаджеты, чтобы развлечь детей. И мы с мужем там тоже гаджеты не используем, максимум – достаём телефоны, чтобы пофотографировать друг друга. И дети спокойно сидят с нами без всяких игрушек.

Мне кажется, это ключевое отличие от японской ситуации, где японскому мальчику сразу же стало скучно без приставки. И если отец продолжал запрещать её использовать, то тот стал бы ныть, и папа, не выдержав, всё равно бы отдал ему эту игрушку. Вот это, конечно, критическая ситуация и такой зависимости у детей допускать не стоит.

Умение пользоваться гаджетами – это важный навык. Но важнее то, как родители общаются со своими детьми. Мне кажется, что зависимость от приставок формируется там, где родители не смогли найти контакта со своим ребёнком. А вы как считаете?