Однажды в Японии я завтракала в небольшой кофейне, а за соседним столиком сидели папа-японец с 10-летним сыном. Папа пил кофе и смотрел задумчиво в окно. А ребенок играл в приставку типа Nintendo.
Когда отец попросил отложить игру в сторону, то сыну моментально стало скучно. Было видно, что ему неинтересно просто так сидеть в кофейне, банально нечем заняться. Через некоторое время он снова схватил приставку и продолжил играть.
Подобные ситуации в Японии я видела не один раз. А позже, когда в России я работала с детской японской делегацией, поняла, насколько сильно влияние гаджетов и игровых автоматов на японцев.
Японскую делегацию заселили на территорию турбазы. Для детей там были доступны куча развлечений: батуты, лазилки разные, можно было покататья на велосипедах, самокатах. Территория огорожена, полная безопасность.
Одновременно на турбазу заселились японские и русские дети. И когда детям сообщили, что база в их полном распоряжении, то русские дети рванули на батуты и побежали кататься на самокатах. А японские дети устремились к игровым автоматам.
Надо сказать, что в Японии под игровые автоматы выделяются огромные помещения. Автоматы стоят рядком, и японские дети в них увлеченно играют. Для японцев автоматы – это привычная реальность, поэтому и в России они побежали в первую очередь к ним. И только несколько японцев пошли кататься на велосипедах.
На турбазе стояли стандартные автоматы, для использования которых нужно было опустить в ячейку 5ти или 10ти рублевые монеты. Японские дети побежали к своим воспитателям, чтобы узнать, как разменять деньги. Я работала там в качестве переводчика и стала помогать им менять деньги. И тогда подумала, как удивительно, что русских детей эти автоматы не заинтересовали ни на грамм, а японцы сразу побежали именно к ним.
В современном мире оградить детей от гаджетов невозможно. Мы сами пользуемся телефонами и компьютером каждый день. Автоматы, компьютерные игры, интернет постоянно вокруг нас.
У меня у самой двое детей. И они уже прекрасно умеют пользоваться телефонами, компьютером. Они знают, что и как включить, и периодически проводят довольно много времени за гаджетами. Но я не ограничиваю их искусственно. Нет такого, что только 2 часа они могут играть с телефоном, а потом обязаны заняться чем-то другим.
- Я их не ограничиваю, потому что умение пользоваться гаджетами, телефоном и компьютером в нашей современной реальности – это ключевой навык. Выигрывает сейчас тот, кто понимает, как работает интернет, как им пользоваться, как искать информацию.
- Я точно знаю, что если у моих детей забрать гаджеты, они тут же найдут себе другое занятие. Они будут играть с игрушками, рисовать, играть в прятки друг с другом. Но не будет такого, что они сядут и будут ныть, потому что не знают, чем заняться без телефона.
Когда мы семьёй приходим в кафе, то никогда не используем гаджеты, чтобы развлечь детей. И мы с мужем там тоже гаджеты не используем, максимум – достаём телефоны, чтобы пофотографировать друг друга. И дети спокойно сидят с нами без всяких игрушек.
Мне кажется, это ключевое отличие от японской ситуации, где японскому мальчику сразу же стало скучно без приставки. И если отец продолжал запрещать её использовать, то тот стал бы ныть, и папа, не выдержав, всё равно бы отдал ему эту игрушку. Вот это, конечно, критическая ситуация и такой зависимости у детей допускать не стоит.
Умение пользоваться гаджетами – это важный навык. Но важнее то, как родители общаются со своими детьми. Мне кажется, что зависимость от приставок формируется там, где родители не смогли найти контакта со своим ребёнком. А вы как считаете?