Найти тему
Радистка Кэт

Нация-форпост

Уникальность русской цивилизации состоит в том, что она, не принадлежа ни к Азии, ни к Европе, демонстрирует миру свое «превосходство» над обеими.

Мы с хлебом и солью принимаем талибских послов и тут же активно выступаем на Женевской конференции по проблемам западной безопасности. При этом никому не кланяясь. Мы всегда хотим мира, но всегда готовы к войне.

Напряженное состояние на стыке двух миров и - как следствие - постоянная ассимиляция разнополюсных ценностей. Государственность у нас – варяжская, академии – немецкие, армия – голландская, религия – византийская, архитектура – итальянская, идея первого судебника – турецкая. И при всем при этом – мы ни те и ни другие.

Трагедия (или счастье?) России в том, что она с момента рождения славянского этноса была форпостом, «защищающим» Европу от "восточной конницы". Собственно, сами славяне как этнос появились именно в результате нависшей над Европой «степной угрозы».

Авары – главная причина появления славянского союза. Реконструкция
Авары – главная причина появления славянского союза. Реконструкция

Именно благодаря аварской экспансии на Запад, праславянские группы (слабо связанные между собой) объединяются ради защиты границ. Эта совместная «работа» связала воедино племена древлян и прочих «ян». И заставила говорить на одном языке.

О славянских племенах никто в цивилизованном мире и слыхом не слыхивал, пока, однажды, окрепнув, они не совершили набег на саму Византию. Да и то их тогда перепутали с варварами (историк 7 века Феофелакт Симокатт) – и одежда та же, и вид, и манеры. Ну так перебегали то и дело - туда-сюда. А потом оказалось, что государство там какое-то намечается… И вовсе даже не аварское…

Новгородские дружинники 13 века. Реконструкция
Новгородские дружинники 13 века. Реконструкция

Запад формированию такого государства только рад был. Как не радоваться ниоткуда возникшему вдруг «форпосту». Который в добавок еще и охристианился.

Но возникшая на обломках «византийских руин» Московия даже не думала становится частью Западного мира. Послов западных с интересом принимала, повозки их фешенебельные через дырки в заборе разглядывала, но после пышных приемов католических послов царь почему-то всегда спешил омыть свои руки в «вызолоченной лохани с рукомойником» (согласно записям Герберштейна и Мейерберга о Москве 15 века).

А.Литовченко. Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею. 1875 г.
А.Литовченко. Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею. 1875 г.

Однако, установив у себя в Московии «османские порядки», Русь запретила в открытую нахваливать и «Восток». Так, возносивший османского султана вольнодумец Берсень, окончил жизнь на плахе, а, друживший с османским послом Максим Грек, был заключен в темницу. Призыв Пересветова брать пример с османов был настолько смелым, что никто более не смог его повторить - на эту тему был наложен запрет. А позже и Казань была взята, и были войны турецкие…

Взятие Казани в 1552 г. Аллегория.
Взятие Казани в 1552 г. Аллегория.

Ну, оно и понятно. Тысячу лет бита была всеми. И теми и этими. Потому мы теперь как-нибудь сами, по особом пути:

«Это не Россия находится между Западом и Востоком. Это Запад и Восток находятся слева и справа от России» (В.Путин)

Сегодняшнее отношение к России строится на все том же ее понимании как буферной «варварской» территории: которая и защита, и угроза одновременно. От которой можно ждать любого «разворота». Через «нас» разговаривают между собой Запад и Восток, зная, что шанса вовлечь «русского медведя» в «выгодный союз» нет.

"Вечное"
"Вечное"

Наша география и история - это то, благодаря чему мы сформировались как нация-форпост, нация-сама-по-себе, и это то, что можно назвать нашим «проклятьем». И ответ на наш извечный вопрос «Как выжить и сохраниться как народ-государство в условиях «буферной зоны»?» почему-то всегда один – только как сильная военная держава и империя.