Проповедь священника началась с того, что православные христиане, собравшиеся в храме, должны иметь в виду, что они пришли на ночную литургию не для того, чтобы отпраздновать православный Новый год, который наступит фактически только после Рождества Христова, а для того, чтобы славословить и благодарить Господа и принять участие в Евхаристии.
Заметно было, что в проповедь он вкладывает всю свою душу. Это обстоятельство подкупало слушать его с особым вниманием. В соборе воцарилась тишина. Даже дети стояли смирно и тихо, несмотря на усталость, все-таки было уже два часа ночи (или утра, кому как нравится).
(Часть первая здесь)
Батюшка отметил, что Новый 2022 год для массы людей ассоциируется со знаком водяного тигра по восточному календарю, что в принципе неприемлемо для христиан, так как Новый год априори не может быть назван в честь какого-бы то ни было животного. Основная религия в России - православие, и Новый год может быть только Божьим, а люди по-прежнему поздравляют друг друга с годом тигра, собаки, лошади, быка, дракона и прочей неразумной живности. И эту практику пора давно искоренять.
Священник завершил свою проповедь чтением стихотворения Павла Большакова, которое называется "Три вещи".
И хотя оно мирское, изюминка в нем определенно есть. Вот, прочитайте, сами:
"Три вещи не вернуть никак обратно:
Слова, возможность, времена...
И никогда не вспыхнет многократно,
Однажды ночью тёмной павшая звезда.
Три вещи, что не следует терять:
Спокойствие, надежду, свою честь...
Стараясь чаще ближнего понять,
Его приняв таким, какой он есть.
Три вещи в жизни наиболее ценны:
Доверие, любовь, и убеждение.
Лишь за собой признание вины,
Привносит в душу просветление.
Три вещи в жизни очень непрочны:
Удача, власть, большое состояние.
Они, имея резкий поворот судьбы,
Даются нам как в наказание.
Три вещи, что определяют человека суть:
Труд, честность, жизни достижения.
Пусть труден и не лёгок этот путь,
Но это - жизнь, а жизнь - движение.
Три вещи разрушают ум и плоть:
Гордыня, злость, вино без меры...
Кто смог в себе себя перебороть,
Увидит в том все признаки химеры.
Три вещи, почему-то тяжело сказать:
Люблю тебя, прости меня, и, помоги.
А может, просто перестали понимать
Друг друга мы, как давние враги...?"
Сильное стихотворение, не правда ли? Каждый найдет в нем что-то полезное для себя.
Началась долгожданная Евхаристия. Мы с Марией подошли к священнику одними из первых, так как дети на Причастие подходят первыми. Приступили с благоговением к Чаше и вкусили лжицу с телом и кровью Христовыми. Вкус преображенного в тело и кровь Христовы кагора был потрясающим - нежно-сладким и невероятно вкусным и сочным. Только один раз попадался мне похожий вкус во время Причастия, когда отец Владимир с матушкой Еленой из нашего храма привезли кагор из Иерусалима. Эти тело и кровь Христовы чем-то напомнили мне тот прекрасный вкус.
А вы обращали внимание на то, что вкус источника бессмертия во время Причастия всегда разный? Горьковато-сладкий, просто сладкий, приторно-сладкий... Но это только вкус, который не имеет особого значения, главное - глубинная суть, которую дает таинство Евхаристии - соединение с Иисусом Христом. Слава Богу за все!
После Причастия мы подошли к столику с запивкой и просфорами. Литургия подходила к концу. Продлилась она около 2,5 часов. Кстати, когда мы выходили из Преображенского собора после службы, бабушка-свечница при храме вручила моей дочке вот такого шоколадного монастырского ангелочка в честь наступления Нового года.
Мило и приятно. Спаси, Господи. Мы повесили его пока на елку - пусть дожидается вместе с нами Рождества Христова.
На улице после литургии стояла хорошая безветренная погода, монастырь сверкал и искрился яркими праздничными огоньками гирлянд и новогодней мишурой. Можно было бы задержаться на территории еще ненадолго, пока монастырь не закрылся, и покататься на монастырской горке-елочном шаре, так как моя Мария буквально влюбилась в эту горку. За те несколько дней, что мы провели в обители, она каждую свободную минуту бегала на нее кататься. Сходим на Канавку, почитаем Богородичное правило 150 раз, - и на горку, пойдем к батюшке Серафиму на поклон - и на горку, перекусим в трапезной на цокольном этаже у паломнического центра - и опять на горку. И так по кругу. Прямо не горка, а центр притяжения какой-то.
На ней же Мария и подружку себе нашла - девочку Настеньку. Полгода назад она подружилась в монастыре с девочкой Серафимой, в позапрошлый раз с еще одной Настенькой, а до нее с мальчиком Михаэлем... И так в каждый наш приезд в дивное Дивеево. Только все они, как и мы, паломники с разных уголков России, поэтому встретиться в Дивеево второй раз практически нереально, если только обмениваться контактами и специально договариваться о дате приезда. Хотя с первой Настенькой ей довелось повстречаться дважды, без всяких договоренностей, - и оба раза 10 августа: на праздновании главной иконы монастыря - Умиления Дивеевской Божией Матери, только в разные года. Так что с Божьей помощью все в жизни случается.
Впрочем, это уже совсем другая история, и таких дивеевских историй у меня накопилось вагон и маленькая тележка. А мы с дочкой отправились в гостиницу, чтобы прочитать благодарственные молитвы и уснуть без задних ног в предвкушении следующего не менее интересного дня в монастыре.
С Новым годом, братья и сестры! Приезжайте в Дивеево зимой - на Новый год, Рождество или Крещение - это самое красивое время года, когда монастырь переливается яркими красками и становится по-настоящему волшебным. Словно в сказку окунаешься, в которой весело и светло на душе, как в детстве...