Найти в Дзене
Дилетец

Загадочное имя «Иван».

Официально имя «Иван» производят от древнеиудейского Иоанн, означающий «помилованный Богом». Но как известно у русского имени «Иван» есть аналоги в других языках, это Джон, Жан, Янош и так далее. Но это может указывать, что имя «Иван» означает имя какого-то бога. В Древнем Риме имя «Иван» созвучен имени бога Янусу, а в Древней Индии созвучно имени бога Ганеши. Там и там, это связано с понятием ворот и перехода. В русских народных сказках, как правило, герой под именем «Иван» как раз и совершал тот самый переход в качестве похода за приключениями, за невестой. Все это позволяет сделать вывод, что ворота бога Януса в Древнем Риме символизировали переход мирного бога Марса в военного и обратно. Возможно, сам такой переход для простых людей был очень сложен для понимания, поэтому все это слилось и выразилось в появлении такого персонажа как «Иван». Любопытно, что бог Янус носил прозвище древнеримского бога Квирина. Как известно Квирин входил в состав древнеримской триады, где были еще Юпитер и Марс. Квирина еще отождествляли с основателем Рима Ромулом. По преданию Ромул приобрел имя Квирина, когда был вознесен на небо. Любопытно и то, что в Ветхом завете один из потомков Сифа, сына Адама Енох жил 365 лет, ходил под Богом, которого потом этот Бог взял к себе, когда его не стало. В преданиях Енох представал как образец праведника, книжник, мудрец, тайнозритель, знающий тайны творения, устройства мира, его прошлое и будущее, родоначальник астрологии и астрономии. Еноху так же приписывают авторство знаменитой книги «книги Еноха».

Janus and Bellona. Janus, Roman god of gates, doorways, beginnings, and endings, and Bellona, Roman goddess of war. Sculpture by Johann Wilhelm Beyer, 1773-80 CE, Vienna, Schönbrunn Garden.
Janus and Bellona. Janus, Roman god of gates, doorways, beginnings, and endings, and Bellona, Roman goddess of war. Sculpture by Johann Wilhelm Beyer, 1773-80 CE, Vienna, Schönbrunn Garden.

В христианской мифологии. Как известно, очень часто встречаются персонажи с именем Иоанн. И самый первый, это Иоанн Креститель, который совершил крещение самого Иисуса Христа. По сути сам обряд крещения это есть обряд перехода из одного состояния в другое, но у многих может сложиться впечатление о случайности самого имени Иоанн, который осуществлял сам обряд перехода, к тому же в этом предании есть его противостояние с женщиной Саломеей, иудейской царевны, принявшая участие в его гибели. Но как известно, что главной особенностью культа Марса или Ареса это его тесная связь с культом женского божества, более того, тесная связь с его гибелью. В иранской мифологии гибель героя с участием жены связана с персонажем царем Тахмурасом, третьим царем из династии Пишдадидов. Как известно, победив дэвов, царь Тахмурас оседлал Ахримана. Ахриман выведал у жены Тахмураса его тайну, боязнь высоты. После чего Ахриман поскакал на гору Албурз, у Тахмураз закружилась голова, а затем Ахриман сбросил его и проглотил. По другой легенде Тахмурас построил на вершине высокой горы храм, в котором жрецы-мобеды охраняли вечный огонь. Любопытно и то, что согласно преданиям дэвы ознакомили царя Тахмураса с тайной письменности, то есть царь Тахмурас был первым книжником. Само по себе возникновение культа Марса, Тахмураса ознаменовало собой начало новой эпохи, а точнее переход от охотоводства к скотоводству и земледелию. До Тахмураса цари Каюмарс и Хушенг были типичными царями охотников, к тому же царь Хушенг был изобретатель огня. Но именно царь Тахмурас первым оседлал животное, точнее Ахримана в виде коня, то есть стал первым всадником. Сам по себе переход от охотоводства, собирательства к скотоводству и земледелию был для людей очень болезненным, ломающим их сознание. Этот болезненный переход нашел отражение в змееборстве, где змии были воплощением сопротивления к этому переходу. Переход к земледелию не только ломал сознание человека, но ломало само общество, раскалывало ее на части, ведь до этого общество было монолитным. Дело в том, что охотник это по сути тот самый воин, ведь принципиально охота от войны ни чем друг от друга не отличается. Но с возникновением скотоводства и земледелия возникла деятельность, носящая «мирный» характер. Отсюда идеологическое противостояние между охотой и земледелием. Это привело к тому, что охотники стали в обществе «лишними» людьми, обособленной группой людей, которые жили вне человеческих поселений. Вырождение охотников превращало их в разбойников и бандитов, а в дальнейшем охотники стали основой новой социальной группы, касты Воинов или «варягов». Противостояние охотников со скотоводами и земледельцами, разумеется, нашло отражение в мифах и легендах. Один из таких примеров, является былинный персонаж богатырь Илья Муромец. По происхождению былинный Илья Муромец крестьянский сын, сын Ивана Тимофеевича. Один из первых его противников был Соловей Разбойник, по сути тот же самый лесной житель, охотник, ставший разбойником. Другие его противники это уже представители кочевников, Идолище Поганое, Жидовин, Калин-царь, татары. Из мифологических персонажей наиболее ярким, с кем встречался Илья Муромец был великан Святогор. А вот уже у более молодых богатырей Добрыни Никитича и Алеши Поповича главный соперник это Змей. Былинный Добрыня Никитич уже предстает собой как типичный представитель княжеского рода, сословия, книжник, мудрец, «варяг», призванный княжить, стольничать. И здесь главной особенностью былинного Добрыни Никитича, что он отправлялся сватом за невестой для князя Владимира. По сути в былинах Добрыня Никитич выполнял роль сказочного Ивана, отправляющегося в путешествие за своей невестой. В Ветхом завете мотив добывания невесты на стороне было связано с такими персонажами как Исаак и Иаков. Как обычно в таких случаях, есть наложение друг на друга различных приданий имеющие мифологические, легендарные и исторические корни. Обычно в подсознании эти грани стираются и внутренняя логика здесь носит скорее интуитивный характер, чем формально рационалистический.

В преданиях традиционного сюжета сказочный Иван, как правило, отправлялся в поход, в путешествие за невестой, и чтоб ее получить был вынужден проходить необходимые испытания, например победить чудовище или змея. Отправление в путешествие за невестой сказочного героя подразумевалось, что это путешествие в далекую прародину. Эта далекая прародина интуитивно мыслилась как сказочная страна, иногда это сказочная страна представлялась как потерянный рай, Эдемский сад. В реальности потерянный рай, Эдемский сад подспудно отождествлялся с лесом, который был рядом. К тому же известно, что первоначально люди жили в лесу и занимались там охотой. Со временем люди покинули лес и стали жить от него недалеко. Уход из леса люди могли толковать потом как акт изгнания из рая. Возникло деление общества на живущих в лесу и вне его. Но связи между частями разделенного общества сохранялись, поэтому и возник обычай похода героя за невестой в Лес, что потом отразилось в мифах и легендах. А по мере развития человеческого общества лесные жители, охотники преобразовались в грозных «варягов», воинов.