Найти тему
МИР (Море История Россия)

Феодосийская высадка (Часть 3) События 31.12.41г

Облачно, мороз -5 легкий ветер .

Керченский полуостров.

Противник продолжал отступление 46-й ПД с полуострова. Дивизия должна была около полудня выйти на линию Корпечь –Харциз Шибань, т.е. оторвавшись от советских частей, она уже находилась на выходе с Керченского полуострова.

Из журнала боевых действий фронта: « 51 армия преследуя своими передовыми частями отходящего противника, продолжала переброску войск на Керченский полуостров 302 ГСД с 13.00 в движении из района Султановка с задачей к исходу дня выйти на рубеж Семь Колодезей, Кенегез. Ее авангардный 327 ГСП(скорее всего описка, должен быть 827-й ГСП) к 13 часам вышел в район Султановка. Главные силы (825, 831 и 105 ГСП) с 15 часов в движении из Султановка на Ленинское. … 390 СД к исходу дня должна завершить переброску с Тамань в Камыш-Бурун . 224 СД двумя батальонами 185 СП и штаб дивизии перебрасывается из Темрюк в Керчь 12 СБР на коса Чушка в ожидании канлодок для переброски десантом на Ак-Монай». Это означает, что за сутки успели перебросить целую стрелковую дивизию, но опять без артиллерии, транспорта и тылов. Три роты советской 12-й стрелковой бригады, находившиеся на десантных средствах, зажатых льдами, по льду вышли в Керчь. Оторвавшуюся баржу «Донец» с 200 десантниками удалось взять на буксир.

Учитывая сложившуюся обстановку, командующий фронтом Д.Т.Козлов потребовал организовать наблюдение за ледовой обстановкой и подготовиться к переправе но льду, хотя бы пехоты. Начальник инженерных войск 51-й армии полковник Шурыгин В. П. со своим штабом организовал инженерную разведку льда в проливе. Подготовкой переправы было поручено заниматься 132-му мотоинженерному и 6-му мотопонтонному батальонам

31.12.41г. в районе Ак-Моная был высажен парашютный десант. Традиционно принято писать, что десант высажен в составе батальона (командир м-р Няшин). На самом деле, если верить первичным советским документам, двумя группами, в сумме было высажено всего 150 человек.

При взятии Керчи советскими войсками были взяты трофеи. Часть захваченных трофеев, оказались нашим же вооружением, захваченным противником в ноябре. Так, в Керченской крепости в руки советских войск вернулся склад с авиационным боезапасом. В обнаруженном складе найдено: патронов винтовочных -20 ящиков, патронов ШКАСовских 665 ящиков, различных авиабомб 1470шт.

В другом складе на территории крепости было обнаружено 1320 шт. 45мм снарядов. Калибр так же совсем не немецкий. На немецком же складе нашли 2100шт. 37мм снарядов, 2187 минометных мин (50 и 81мм) 600 ручных гранат.

В числе трофеев 51-й армии (по подсчетам трофейной комиссии) было захвачено:

-автомашин грузовых 409шт. (!)

-автомашин легковых 120 (!)

-танкеток французских 12 шт.

-танков чешских 8

-гаубиц 175 мм (17см) 2шт.

-гаубиц 155мм французских (15,5 см) 2 шт.

-пушек 15см 5шт.

-зарядных ящиков 7шт.

-минометов 81мм и 50мм 18шт.

-пулеметов «Максим» 9шт.

-пулеметов немецких 12шт.

-винтовок и карабинов немецких 106шт.

В «армейском» отчете о десантной операции указаны другие цифры, и они намного выше. В частности, указано: «пулеметов разных систем-109, винтовок разных 1880, патронов разных 2,7млн.шт., орудий разных калибр.54шт. Авиабомб вагонов 17шт., паровозов 3шт., вагонов 50шт., муки 500мешков…».

Феодосия.

При захвате Феодосии в качестве трофеев были взяты: три исправных баржи, четыре катера, три исправных сейнера, 5 зерновых складов с зерном, 400 автомашин, два склада с боезапасом, 800 винтовок, 4 орудия 105мм, два орудия 37мм, гаубица 150мм чешская, гаубица 150мм немецкая, 34 миномета 18 пулеметов, 30 тыс. патронов, 900 гранат. Отбито 2000 пленных красноармейцев.

Части, высаженные в Феодосии, сразу после захвата города начали движение. Причем во всех направлениях. Удар наносился не единым кулаком, а «растопыренными пальцами».

Из журнала боевых действий фронта: « К 12 часам части 44 армии с боем вышли на рубеж Дальние Камыши, Владиславовка, Кулеча Мечеть, хребет Биюк-Эгет, Насыпной , хребет Тете-Оба 236 СД передовыми частями вышл на реку Рассан Бай , одним полком вышла Владиславовка остальными частями овладела г.Орта Эгет , хр. Биюк Эгет Кучук Эгет

Части, действующие на левом фланге армии (633, 251 ГСП, 716СП с 2 дивизионом 256АП) продолжали наступление с фронта Ближн. Байбуга хр. Тете-Оба в западном направлении».

В немецких документах указано: «Положение в Старом Крыму упрочилось. Перед ним противник прощупывает фронт разведгруппами. После взятия Петровки противник из Петровки и Владиславовки наступает на северо-запад (в том числе от 8 до 12 танков) вынудив 8 бригаду (4-й кавполк и мотополк Корнэ) к отступлению Командование 42 корпуса и 213 пехотный полк обороняют Ислам Терек» . Около 10.30 противник (румынская 4-я ГСБр) отмечает советский удар в направлении Старого Крыма силами двух батальонов с очень слабой артиллерией.

Судьба немецких войск в Крыму висела на волоске. Журнал боевых действий 42-го немецкого корпуса : «31.12.41г. Корпусу приданы 22-й батальон ПВО, 213-й полк, 1-й дивизион 173-го артполка» .

ПРИЛОЖЕНИЕ

Штаб 11 армии

отдел 1А 24 января 1942 г.

Как явствует из захваченного приказа, противник провёл высадку десанта в Феодосия следующим порядком:

1. Командир боевой группы - командир 633-то стрелкового полка:

а/ Задача: захватить порт и создать неширокий плацдарм, в дальнейшем продвигаться в северном направлении на Карагос — Изюмовка, и выйти на соединение с 236-й дивизией.

б/ Состав десантной группы: - 633-й стрелковой полк, 251-й горно-стрелковый полк, 2-й дивизион 256-го артполка*

в/ Выполнение:

В 5.30 группа в 10 морских катеров высадила десант в порту Феодосия. В это время другая группа высадилась в Коктебеле с задачей перерезать дорогу Феодосия-Стар. Крым.

В 6.30 эсминца "Железняк" высадилась 4-я рота 251-го стрелкового полка с одним пулемётный взводом и одним сапёрным отделением с задачей выйти на северную окраину города.

В 6.40 с крейсера "Красный Кавказ" десантировались 3-й батальон 633 сп., 4-я батарея 256 ап., 3-я рота минометного о батальона и отдельная саперная рота. Задача: ближайшая - наступать на Дальн. Байбуга - Насыпной, последующая - на Карагос.

6.20 - в. с крейсеров "Красный Кавказ" и "Красный Крым" высадился 1-й батальон 633 сп., 1-я рота минометного батальона, 5-я батарея 256 ап., отдельная саперная рога. Задача: овладеть вначале Насыпной, а затем высотами западнее Изюмовка.

С 6.00 проводил высадку 251-й горно-пехотный полк /поротно/ с эскадренных эсминцев "Шаумян” и "Незаможник", а также минных тральщиков №1 и 2.

Задача: наступать на высоту 238,9 и Двуякорный, а затем – в западном направлении на высоты с целью прикрыть фланги перекрыть дорогу Феодосия - Судак.

Резервы: 2-й батальон :633-го сп., батарея полковой артиллерии, 2-я рота минометного батальона высадились в :.6-40 о крейсера "Красный Крым». Задача: поело очистки города выйти к кирпичному заводу.

5-я рога 251-го сп. высадилась в 6.50 с крейсера «Коминтерн» и вышла к высоте 288 ,9, находись в резерве командира 251-го полка. Саперная рота морской пехоты — резерв для ведения уличных боев. . Пункт сбора у здания порта.

Из этого приказа, а так же из приказа о погрузке 236 дивизии в Новороссийске, которая в течение 8 часов погрузилась на 7 боевых и транспортных судов, можно составить ясную картину, как русские проводят крупные десантные операции. Следует отметить следующие моменты:

Относительно слабые силы, десантируемые с боевых кораблей или катеров, прикрываются огнём боевых кораблей, получают задачу захватить порт, чтобы обеспечить себе в дальнейшем возможность разгрузки. Тоже самое можно сказать о Евпатории, хотя там речь зла об операции ограниченного масштаба.

Оборона:

В этот момент очень важно не дать противнику возможности достигнуть берега и высадиться в районе порта и окончательно пресечь все попытки подойти к берегу и разгрузить десантные суда.

Одновременно с этими первыми группами высаживаются другие подразделения в районах прилегающих к порту, чтобы овладеть им с тыла /десантные группы в Коктебеле и 236-я дивизия - под Ближн. Камыши. Высаженным здесь десантам ставится задача на большую глубину, с целью отрезать весь портовый город и захватить по возможности большой плацдарм для прикрытия последующей разгрузки судов.

Вторая волна десанта, высаживающаяся через порт, такие получает задачи на большую глубину. Она должна пробиться через город; соединиться с частями, высаживающимися на соседях участках и вести бой. за расширение плацдарма.

Из того же источника: «Перед румынской 4-й горной бригадой наступление противника. Противник взял Изюмовку. В ходе контратаки противник отброшен. Румынская 8-я бригада без боя уклонилась на северо-запад от вражеского удара, усиленного танками, и заняла высоты вокруг Ботегечь. По дороге перебрасывается 2-й батальон 213-го полка. Он находится между Басалак и Исмаил-Терек. Создается новый оборонительный фронт позади отходящих румын. Противник появился перед Ново-Покровкой.

46-я ПД около 14 часов основными силами в районе северо-западнее Кой-Ассана, одновременно атакуя на Владиславовку, с целью прорыва фланга противника в направлении Дальних Камышей. Около 100 вражеских парашютистов высадились перед Парпачем и Ак-Монаем. Высадившийся противник разрозненными группами действовал против движущихся частей. Удар дивизии на Владиславовку достиг лишь высот над Ново Михайловкой. В ночь с 31 на 1 дивизия без боестолкновения с противником из Тулумчака достигла линии Киет-Сеит-Ассан-Барак» . Пока все шло успешно для советской стороны. К сожалению, немецкой 46-й ПД удалось выйти из окружения. С 26.12.41г. по 2.01.42г. дивизия потеряла:

-убитыми 9 офицеров 32 унтер-офицера 111 солдат

-ранеными 14 офицеров 70 унтер-офицеров 345 солдат

-пропавшими без вести 2 офицеров 27 унтер-офицеров, 420 человек.

Дивизия потеряла все обозы, 9 шт. 15см гаубиц, 12шт. 10,5 см гаубиц, 4 пехотных орудия 15см, 8 пехотных орудий 7,5 см, 14 станковых и 73 ручных пулеметов, 12 тяжелых и 25 легких минометов, 34 шт. 37 мм и 3шт. 5см противотанковых пушки .

Советское командование накапливало силы в Феодосии для дальнейшего наступления. В 1 час 30 минут флотское командование перешло с крейсера «Красный Кавказ» на ЭМ «Сообразительный», прибывший с транспортами, а крейсер был отправлен в Туапсе.

В 2 часа 00 минут все транспорта 2-го отряда вошли в порт, и приступили к выгрузке. К этому времени, из состава 1-го отряда оставался только «Ташкент», продолжавший выгрузку, и очищавший винт. Швартовка транспортов 2-го отряда производилась при содействии ледокольного буксира «Торос», и прошла без эксцессов. До 9 утра 31.12.41г. все шло хорошо.

К сожалению, ПВО порта усилено не было, порт не прикрывался авиацией, боевые корабли, имевшие зенитную артиллерию, крейсировали мористее. В 9:00 начались немецкие авианалеты, и начался разгром.

III./KG27 двумя группами самолетов 8 и 9 «Не-111» атаковала районы сбора советских войск в районе порта и на дорогах из Феодосии на север и запад. Уничтожены 25 грузовиков. 4 самолета атаковали советские войска на марше в 9 км на северо-северо-восток от Феодосии.

Семь самолетов «Ju-88» (III./KG51) атаковали порт Феодосии. По немецким данным один транспорт получил попадание двух бомб SС 250 , другой транспорт получил попадание двух SС 50 и близкие попадания четырех SС 250. Из-за сильного облака дыма результаты попаданий не наблюдались. Еще один транспорт, пришвартовавшийся в южной части порта, получил попадание двух SС 250. Корабль окутался облаком дыма. Чуть позже, пять «Ju-88» (III./KG51) атаковали корабли недалеко от Феодосийского порта, но без успеха. Чуть позже порт атаковали самолеты II./KG51 (двумя группами 11 и 4 самолета) но о каком либо значимом успехе противник не пишет.

«Штуки» из StG77 атаковали советские войска в районе Петровки и Владиславовки. Всего было совершено 70 вылетов самолетами «Ju-87» «Штука», 52 бомбардировщиками и 64 истребителями. Противник пишет об одном И-15, трех И-16, двух И-153, двух ДБ-3 и трех ДБ-3ф сбитых в воздушных боях[9]. Такова картина с немецкой стороны.

По советским данным картина получается следующей. В 10 часов 15 минут (в 9.15 по немецким часам), транспорт «Красногардеец» (капитан Д. В. Кнаб) получил попадание двух авиабомб в носовую часть. Затопило два трюма, погибло около 60 лошадей. Судно носовой частью село на грунт. Транспорт затонул у 9-го причала. Из кормового трюма удалось выгрузить 47 лошадей. Объективно говоря, транспорт не затонул полностью, глубина у пирса в этом месте всего на метр превышала осадку корабля, но из-за пожара он частично выгорел.

В принципе, учитывая сложности прикрытия порта с воздуха, помимо зенитной артиллерии, входящей в состав дивизий (по одной батарее на дивизию), десант и порт необходимо было прикрыть хотя бы одним отдельным зенитным дивизионом, но это сделано не было.

В 11 ч 30 мин от прямого попадания одной авиабомбы во второй трюм транспорта «Г.Димитров», возник пожар, но он был быстро локализован. На транспорте «Калинин» (капитан И. Ф. Иванов) была разбита грузовая стрела, больше повреждений в этот день не было.

К 14 часам разгрузка была закончена, и транспорта вышли из порта. «Курск», «Фабрициус» (капитан М. И. Григор), «Димитров» направились в Туапсе, «Калинин» в Новороссийск. В порту остался только транспорт «Ташкент», очищающий винт от сетей.

Через двое суток винт удалось очистить с помощью взрывных зарядов, и 1.01.41г. корабль начал отход от стенки порта. Две бомбы попали на причал, и вызвали взрыв боезапаса. Еще две бомбы поразили надстройку транспорта, и разорвались в машине. Машина и другие механизмы были разрушены, вахтенные вместе со старшим механиком С. И. Афанасьевым и все, кто работал на камбузе, погибли. Многие моряки были ранены.

Одна из бомб угодила в мостик, но не взорвалась, а пробила его насквозь. Капитан, сильно контуженный, провалился в горящие обломки кают-компании. Помполит и матрос Загорулько извлекли его из-под обломков и перенесли в относительно безопасное место. На корабле разгорелся пожар, который тушить было нечем. в 15 часов транспорт сел на дно и полностью выгорел.

Кто же должен был прикрывать десант с воздуха? Если свести воедино «армейские» и «флотские» документы, то… никто. Флот посчитал, что это должна делать армия, об этом четко говорится в «Отчете …» и в документах по подготовке операции. Армия посчитала, что это должен делать флот, об этом говорится а»армейских» документах. Кто непосредственно виноват в том, что прикрытия не было? Скорее всего, командующий 44-й армией генерал Первушин. При разговоре между командующим фронтом Д.Т.Козловым и командующим 44-й армией А.Н.Первушиным последнему было поручено решить вопрос о прикрытии порта авиацией ЧФ самостоятельно. Видимо, решить не удалось. Обращает на себя внимание тот факт, что все сбитые истребители относятся к устаревшим типам.

Тем не менее, корабли смогли выгрузить большую часть доставленного груза. В журнале боевых действий фронта отмечено: «63 ГСД закончила выгрузку в порту Феодосия. 157 СД сосредоточилась в порту Новороссийск».

Советские транспорта в этой операции на первом этапе сработали хорошо и оперативно. По состоянию на 31.12.41го в Новороссийске, под погрузкой находились: «Кубань», «Ногин», «Зырянин». Поставлен под погрузку еще один пароход: «Красный партизан». С правительственных перевозок был снят большой пароход «Восток», и направлен в Новороссийск под погрузку. Корабли принимали на борт остатки 157-й СД и боезапас. На пути к Новороссийску из Феодосии находились: «Шахтер», «Азов», «Серов». В Туапсе грузился войсками минный заградитель «Коминтерн»