Наглость — второе счастье
22 июня 1941 года вместе с немецкими полчищами на территорию СССР вошли украинские националистические формирования. Среди них особо выделялись члены так называемой ОУН (б) — Организации украинских националистов-бандеровцев, прошедших военную подготовку с помощью немецких спецслужб. Нацисты рассчитывали использовать энергию молодых и горячих украинских наци в своих целях, но вскоре случился конфуз.
Дело в том, что Бандера, во многом придерживавшийся пронацистских взглядов, тем не менее играл свою игру. Он на полном серьезе собирался объявить о создании независимой Украины и тем самым поставить немцев перед свершившимся фактом. Он вдохновлялся примером хорватских усташей, которым Гитлер в благодарность за помощь в уничтожении Югославии позволил создать квазигосударство. И в этот раз, надеялся Бандера, фюрер сделает тоже самое.
30 июня 1941 г. бандеровцы вошли во Львов и в тот же день объявили о создании независимой Украины. На что они рассчитывали, провозглашая "Акт от 30 июня", можно понять по одному из его пунктов:
...Нововосстающее Украинское Государство будет тесно взаимодействовать с Национал-Социалистической Великой Германией, которая под руководством своего Вождя Адольфа ГИТЛЕРА создаёт новый порядок в Европе и в мире и помогает Украинскому Народу освободиться из-под московской оккупации...
Нужно ли говорить, что сами немцы обомлели от такой наглости?
В гитлеровских планах Украине отводилась исключительно роль "житницы Германии" и места будущего расселения немцев из "расы господ". Никакой такой независимости не предполагалось вообще. Даже в зачаточном виде.
Уже 4 июля Бандеру арестуют и вывезут в Берлин, где с ним и его соратниками немцы попробуют договориться мирно. На призыв отозвать "акт от 30 июня" Бандера ответит отказом и будет отправлен в одиночку Целленбау — внутренней тюрьмы концлагеря Заксенхаузен.
С одной стороны, это считалось привилегированным содержанием, так как в таких условиях содержались важные узники, которых следовало изолировать, но сохранить, с другой — как ни крути, а это было строгое одиночное заключение.
После ареста лидера бандеровцы попытаются выйти из-под плотного немецкого контроля и развяжут кровавую войну с менее радикальным крылом ОУН, так называемыми "мельниковцами". По оккупированной Украине прокатится вал расправ над членами ОУН (м). Все бы ничего, но "мельниковцы" плотно лежали под немцами, а потому у тех быстро лопнуло терпение от беспредела "банд Бандеры".
В сентябре 1941 г. по секретному распоряжению Гейдриха немецкие спецслужбы арестуют сотни членов бандеровского движения. Самых дерзких из них расстреляют сразу, остальных отправят в концлагеря.
Среди арестованных оказались и двое родных братьев Степана Бандеры — Василий и Александр. Но в отличие от весьма сносной жизни именитого брата в Заксенхаузене, у них все сразу же сложится крайне печально.
Расплата за родство
Взятых в "гейдриховской волне" братьев Степана Бандеры после нескольких месяцев гестаповских тюрем в июле 1942 года доставили в Аушвиц. И в течении нескольких дней после прибытия обоих внезапно не станет.
Первым испьет из чаши 27-летний экс-студент философского факультета Василий Бандера. Он был самым младшим среди братьев, но именно на его плечи свалится непомерный груз грехов всего бандеровского движения. Прямо как на Иисуса Христа за человечество...
Василий, по воспоминаниям знакомых, всегда отличался скромностью и религиозностью, но при этом был ярым украинским националистом. До Второй мировой войны за пропаганду своих взглядов в Львовском университете отсидел в знаменитом польском концлагере Береза-Картузская.
Как вы уже наверняка догадались, одной из главных причин его столь быстрой гибели (даже по меркам Аушвица) стала набившая оскомину фамилия. Другими словами, родство со Степаном Бандерой.
О прибытии в Аушвиц младшего из ненавистного рода польские политические заключенные узнали практически сразу же. После лагерного карантина Василий попал в рабочую группу, задействованную на строительстве Аушвица-II — будущей фабрики уничтожения с газовыми камерами, с которой у многих сегодня и ассоциируется этот концлагерь. Одним из капо на стройке был польский политический заключенный Францишек Подкульский — студент из Пшемысля, люто ненавидевший украинских националистов. Он то и устроит Бандере "сладкую жизнь".
Существует с десяток разных версий о последних днях Василия, но суть у всех примерно одна: после нескольких дней издевательств и побоев от поляков, он попал в местный "лазарет", где вскоре скончался.
По иронии судьбы, точно такой же путь проделал и его брат Александр, доставленный в Аушвиц несколько дней спустя. Рабочая бригада — непосильный труд — издевательства и побои поляков — гибель в "лазарете".
Правда в отличии от Василия, гибель Александра запротоколирована наиболее полно. Сегодня точно известно, что погиб он не случайно, а попал в так называемый "отбор", который врачи СС практиковали в концлагерях (пресловутая "селекция"). Как "бесполезный едок" и "бесперспективный больной" он в числе 75 таких же узников был убит уколом фенола в том же самом "лазарете", куда попал лечиться.
Так Степан Бандера разом лишился своих братьев...
Судьба виновников
С немецкой точки зрения, казалось бы, погибли очередные двое узников — ну и ладно. В Аушвице только по нормативу в печах можно было утилизировать около 4,5 тысяч тел в день (правда, только с вводом того самого Аушвица-2, который строил Василий). Двумя больше, двумя меньше...
И, вероятно, так бы оно и было. Но у Александра Бандеры оказалась очень непростая жена...
Дело в том, что по "заданию партии" Александр еще на заре 30-х гг. уехал учиться в Италию. Фашистский режим Муссолини в те времена благоволил крайне правым со всей Европы. Проживая там Александр умудрился познакомиться и жениться на дальней родственнице графа Чиано — зятя самого Муссолини!
Разумеется, что после внезапной гибели мужа она стала бить во все колокола. Так немцам срочно потребовались козлы отпущения...
Вскоре все поляки, виновные в издевательствах над братьями Бандеры, были арестованы и помещены в зловещий 11 блок — внутрилагерную тюрьму Аушвица. Допросы и следствие над ними проводили костоломы из "Политише Абтайлюнг" ("политический отдел", или, попросту говоря, внутрилагерное гестапо).
Главным обвиняемым стал капо Францишек Подкульский...
Следствие растянулось на несколько месяцев и в январе 1943 года Подкульского вместе с большой группой польских политических заключенных расстреляли во дворе 11 блока.
Жене Александра Бандеры немцы по понятным причинам не станут раскрывать всех нюансов дела. Но кое-что все-таки сделают.
Отныне арестованные украинские националисты будут под особым немецким надзором содержаться в отдельном бараке. В лагерных документах их объединят под аббревиатурой "группа Бандеры". Это станет для них своеобразной охранной грамотой.
И именно поэтому из нескольких сотен содержавшихся в концлагерях бандеровцев погибнут лишь несколько десятков...