Во времена моего обучения в школе был один урок, который очень любили все мальчики и девочки. Прогулов на этом уроке не было.
Мои воспоминания обрывочны, но точны по сути.
Девочек с 5-6 класса учили начальным навыкам ведения хозяйства и кулинарии.
Мальчиков учили работать с инструментами по металлу и дереву.
Да, элементарно гвоздь забить все ребята умели.
Труд и домоводство в нашем классе не прогуливал никто.
Все девчонки обожали уроки ручного шитья и вышивания. Приходили на урок с красивыми металлическим коробками, где лежало целое богатство. Иголки, нитки, ножницы, кусочки ткани с вышивкой к уроку. И ещё, что-то интересное, вышитое для себя, похвастаться подружкам. Нас научили правильно держать иголку, шить и вышивать вручную. Я потом своим куклам всю одежду шила сама, к маме не приставала.
У каждой девочки на урок домоводства были свои косынки и фартучки.
Все хотели научиться готовить и с нетерпением ждали этих уроков.
Например, готовим винегрет.
Распределяли между собой, по очереди - кто и какие продукты приносит.
Отваривали овощи дома и на уроке, под руководством учителя, готовили по всем правилам винегрет.
Сложных блюд не делали - торты не пекли, но простейшие салаты приготовить и суп с вермишелькой сварить научились.
У каждой из нас была красивая, заветная тетрадка с рецептами - ими делились с подругами.
У мальчиков их уроки труда тоже носили прикладной характер.
Все девчонки на 8 Марта были обеспечены досками для резки овощей со своими именами, выжженными на углу доски.
В нашем классе был шкаф, где мы хранили эти доски и ножи для своих уроков домоводства, чтобы не носить домой.
Каждый мальчишка, умел спокойно прибить гвоздь и распилить ножовкой любую деревяшку.
Во всех классах на каждый день были дежурные, которые после уроков отмывали школьные зелёные доски от мела, протирали парты и мыли полы.
Сами набирали воду в туалете и с влажной уборкой приводили класс в порядок.
Техничка, так называли тогда уборщиц, мыла только школьные коридоры и места общего пользования
Наши родители знали об этом и никто не говорил, что нас эксплуатируют.
Наоборот, хорошо, что мы учились убираться. Значит и дома тоже будете мыть пол. Да и никто и не спорил - мыли и дома, пылесосов ещё не было.
Огромная заслуга учителей в том, что они привили нам любовь к ручному труду. Почти никто не отлынивал от уроков. Не помню, чтобы трудовое воспитание кому-то очень не нравилось, а тем более не пригодились в жизни.
А наши бесконечные и весёлые субботники - по поводу и без него!
Особенно, если весной надо убирать граблями школьный двор от листьев.
Вот здесь многие филонили, прогуливали, за что получали замечание от учителя.
В дневнике появлялась запись красными чернилами - прийти родителям в школу. Раньше это был единственный способ сообщить, что у школьника проблемы.
Отдельная история со школьной летней практикой.
В моём небольшом старинном городке был прядильно-ниточный комбинат, ткацкая фабрика - так все его называли.
Летом, неделю или две, мы были на практике. Это уже 9 -10 класс.
В цеху было жарко и в воздухе летали пушинки от ниток.
Помню, я быстро научилась завязывать узелки на порванных нитях основы, и мне доверили приглядывать за ткацким станком.
Он был огромный и весь непрерывно двигался - ткал суровое полотно.
Мальчики трудились на подвозке, погрузке и разгрузке всего необходимого материала для производства.
На ткацкой фабрике не хватало рабочих рук и наша скромная помощь тоже была важна.
И снова наши родители не возражали и не возмущались, что труд детей эксплуатируют, относились с пониманием.
К чему же всё пишу сейчас. Сегодня я уже бабушка.
Мои внуки мальчишки ходят в школу, но в их расписании нет таких прикладных уроков, где ребёнок может получить элементарные мужские навыки.
Во многих семьях, когда доходит дело до ремонта или просто что-то прибить, повесить на стену вызывают "мастера на час" и всё!
А если появилась дача, где полно работы для мужских рук - тут вообще проблема. Надо постоянно приглашать посторонних людей и платить, платить, платить...
Сейчас таких неумёх мужчин развелось полно! Не хотят или не могут, а дела стоят.
У меня замечательный, мастеровитый муж - всё умеет делать.
Терпеливо учит и наших внуков всему, что может сам.
Моя благодарность ему за это!
А внукам желаю почаще приезжать и перенимать у деда его мастерство - настоящему мужчине в жизни всё пригодится!
Дорогие друзья старшего поколения, как вы относились к школьным урокам труда?
Чем занимались на этих уроках?
Пригодились ли вам эти навыки в жизни?
Пишите в комментариях, давайте вспомним вместе.
Благодарю за прочтение, заходите снова.
Подписывайтесь на канал В гостях у Счастливой Лягушки, это помогает его развитию.