Найти в Дзене

Как я впервые ночевал в лесу

 Мои воспоминания о первых приключениях с отцом, переносят взор в далёкое детство, когда автору этих заметок было лет 7 или 8, он смутно упоминает те дни, но данную историю воссоздаёт вполне легко и подробно. 

 Осенью папа взял меня с собой на малую родину - село Покровское, Вашкинского района, Вологодской области, раскинувшееся на круто вздымающемся берегу просторной и многоводной реки Кемы, среди живописных сосновых лесов, вдохновляюще шелестящих своей благовидной кроной.

-2

 

 В один из дней отец решил, что пора приобщать сына к настоящим мужским занятиям и позвал охотиться на раков. Они обитают в пресных водоёмах, с каменистым или песчаным дном, где им легко удаётся найти убежище или вырыть нору. Раки очень придирчивы и чувствительны к загрязнениям воды, поэтому наловить их возможно только в глухих местах, не тронутых человеком. Особенность их ловли заключается в том, что днём они прячутся в укрытии, а ночью выползают на поиски пищи, поэтому тёмное время суток является идеальным для этого промысла.

 Вечером мы выехали в лес, нам предстояло миновать на машине около 20 км бездорожья, до деревни Ярбóзеро, примыкающей к сказочно красивому одноимённому озеру. Там нас встретил проводник по имени Валера и пригласил в свою лодку, на которой мы пересекли водоём, до истока реки Ярбозёрка, и прошли по ней вглубь несколько километров. Я расположился в самом носу моторного судна и всю дорогу не мог оторвать глаз от фантастического великолепия и очаровательной красоты русского леса, вызывающего чувство сильнейшего изумления. Ваш покорный слуга жадно любовался всем, что видел: носом лодки, вонзающимся в водную рябь, словно нож в слоёный пирог, дремучими хвойниками, величаво возвышающимися вдоль берегов, зарослями камыша, а так же обилием диковинной живности и растительности - всё это было по нраву моему взгляду и оставляло неизгладимое впечатление.

-3

 Валера высадил нас на месте и сразу же ретировался, он должен был вернуться за нами уже после рассвета. Но не успели мы толком осмотреться на местности, собрать дрова и развести костёр, как внезапно раздались оглушительные раскаты грома и на лес обрушился сильнейший ливень, началась жуткая и свирепая гроза.

 Ночь. Крупные и ледяные капли осеннего дождя хлестко стегают по коже, мы не успели моргнуть глазом, как от наших вещей не осталось и сухой нитки. Чудовищно неистовый ветер, играючи и жутко завывая, гнёт деревья-великаны к земле, пробивая собачьим холодом до самых костей. Отец укрыл меня под ветками огромной ели и принялся суетливо искать растопку, стараясь не показывать волнения. Он постоянно твердил мне: "Не паникуй, тогда все будет хорошо!"

 Я и не думал бояться, мне передавалось его спокойствие, а наше положение вызывало неподдельные эмоции, ведь оно было почти безнадёжным. Мы находились ночью в глухом лесу, дрожа от холода в насквозь сырой одежде, с вымокшим коробком спичек, поэтому нам предстояло провести напряженные минуты в безрезультатных попытках добыть огонь, поскольку влажные головки предательски стирались, без намёка на искру, а гроза и не думала успокаиваться. 

 Отец забеспокоился, когда осталась последняя спичка. Он уложил прослойку из дров, чтобы поднять костёр над сырой землёй, сделал навес, снял со смолистых веток отсыревшую кору и разделил их на щепки, сложив в виде конуса, а внутрь напихал маленькие палочки и бересту. Спичку и тёрку для зажигания он принялся шоркать в волосах паховой области и минут через 40 они подсохли, для нас наступил момент истины: либо огонь разгорится от единственной спички, либо мы пропали.

 Я не верил своим глазам, но у него получилось! Яркое пламя костра, потрескивая, озарило тёмный лес, стало невероятно радостно и тепло, а надежда на удачный финал вновь поселилась в наших сердцах. Чем сильнее разгорался огонь, тем лучше был наш настрой, когда он распалился выше полуметра, а дождь закончился, мы развесили одежду сушиться и полезли в воду за раками. 

 Батя шарил руками вдоль берега, находил нору, резко засовывал в нее руку, чтоб тот не успел попятиться далеко назад, и, хватая его за спину, дабы не угодить в клешню, доставал оттуда синевато-зелёного усатого пучеглазика. Вскоре наша ёмкость была переполнена добычей и даже мне удалось поймать один экземпляр. Утром послышались звуки мотора, к берегу причалила лодка и мы, хлебнувшие горя, уставшие, но счастливые, отправились домой, готовить свой вымученный улов.