В тот вечер Ида ушла почти в след за Славиком,ближе к полуночи. И выждав с пол часа тоже направилась в поселок. Вот и где по соседству живёт Оксана? В глубине садов прятались спящие дома. Тёмная улица казалась такой мирной и спокойной, и не скажешь что совсем рядом оперевшись на чьи то ворота стоит покойница, и бродит мстительный дух. А такое бывает чаще чем кажется...
В доме напротив скрипнуло окно,очень тихо, но Ида услышала. Как и чуть слышный скрип снега... Чертыхнувшись, оскальзываясь на льду Ида побежала в обход домов, через проулок к дороге, отделявшей посёлок от кладбища. У крайней линии домов на ту сторону выходили калитки.
Оксана, одетая в короткий домашний халатик, была уже у ограды. Но шла не к главным воротам, а к запасным, на другой стороне.
Упустив мгновение на раздумья, Ида чёрной тенью метнулась во двор Славика и забарабанила в стекло.За тюлевой шторой мерцал экран монитора, значит не спит.
"Славик, буди Громова, она опять на погост ушла!" - прошептала она враспахнувшееся окно.
Ночью подморозило. Ноги скользили по ледяному насту. Но это ничего, скоро придут туманы, вот это хуже... Обогнув кладбищенский забор Ида уткнулась в невесть какой силой приоткрытую калитку. Та давным давно проржавела и вросла в землю, сама её хрупкая Оксана ни за что бы не открыла.
Раздумывать о том кто ей помог было некогда. Ида шагнула в кладбищенскую тьму и прислушалась. Вдалеке чуть слышно поскрипывал снег, но не там где находилась свежая могила, а правее, у оврага.
Оксану она увидела издалека. С той стороны где шла девушка склон оврага был почти отвесным, а внизу, обложенный старыми могильными плитами звенел не замерзающий родник. Что бы свернуть шею или разбиться и замёрзнуть в ледяной воде достаточно. Почувствовав что не успевает, Ида переместилась на пару десятков метров, чего категорически делать не любила, и тем не менее поймала Оксану уже почти на краю.
Глаза девушки, на побелевшем от холода лице, были закрыты. Она шла во сне... Наплевав на то, что как говорят лунатиков нельзя резко будить, Ида влепила ей пару оглушительных пощечин.
Пару минут открыв глаза девица недоуменно таращилась на кипящую от злости Иду, а потом пронзительно завизжала, пытаясь натянуть на голые коленки подол коротенькой ночнушки.
Тонкий слух покойницы уловил далёкий скрип ворот, значит Славик уже добежал до сторожки. Ида сняла пальто и накинув его на плечи стеклянной от холода Оксаны, потянула её за собой. Сама она мороза конечно не ощущала, но судя по инею на ветвях деревьев было холоднее минус пяти, а может и все десять.
Надо было выйти на заросшие остатки аллеи и идти в сторону могилы Андрея. На ходу обернувшись, Ида увидела его самого, стоящего на краю обрыва. Глаза призрака отсвечивали красным. Что то тут было не так...
Оксана замёрзла настолько, что сама была как не живая, с трудом переставляя не гнущиеся от холода ноги. Может отморозит себе что, так что из дома вылезти не сможет, мстительно размышляла Ида. Её до безумия раздражало вторжение этой неприятной девицы в спокойную и размерянную жизнь старого погоста.
На встречу, скользя и чертыхаясь спешил Санек. Мгновенно оценив ситуацию он подхватил Оксану на руки, на обледеневшую дорожку шлепнулась сырая от снега домашняя тапочка. При виде того, как девица обхватила его за шею, настроение упало окончательно. Запиннув тапочку в сугроб Ида уже никуда не торопясь побрела следом. На пол пути к ней выскочил Славик.
"Ида, у тебя пар изо рта не идёт" - глубокомысленно заметил он,но попытался накинуть ей на плечи свою куртку.
"Ценное наблюдение" - фыркнула она-"Я не дышу и такая же холодная и мертвая как памятники вокруг. Спасибо за куртку, но мне не холодно"
"Там за Оксаной брат опять пришёл, говорит что хочет отправить её к родне в деревню"
"Не поможет"-почему то Ида была в этом уверена-"Какой то этот Андрей странный. Надо спросить что думает об этом Погостник".
За разговором не заметно подошли к сторожке, от которой отъезжала видавшая виды девятка.
Громов обернулся на звук голосов
" Ида, простите, я идиот!"
Он метнулся к двери сторожки и торопливо сняв замок почти насильно втолкнул девушку в жарко натопленую комнату.
"Так хотел скорее избавиться от этой мартышки, что даже не заметил что вы ей свое пальто отдали"
Он подвинул Иде стул поближе к горячей буржуйке, подкинул дров, налил воду в чайник. И все это быстро но не суетливо. Следом тихонько зашёл Славик и не заметно устроился в углу дивана. Громов улыбнулся уголками губ, но ничего не сказал. Тихонько щёлкнул и отключился вскипевший чайник.
А Ида щурясь от слишком яркого для неё света настольной лампы отодвинулась как можно дальше в темноту и оттуда украдкой изучала обстановку сторожки.
О коменданте Привалове тут теперь напоминал только старый советский сейф. То ли дело было в энергетике Санька, то-ли в клетчатом пледе, книгах и фотографиях, но тут стало уютно. Словно это вовсе не дом у кладбищенской ограды, а чья то обычная жилая комната. Изменился и сам Громов. Из глаз ушли тревога и обреченность, плечи расправились, в движениях сквозили сила и уверенность. Вот теперь его и правда можно было назвать красивым. Кому то повезёт, грустно подумала она.
Изучая его, она не заметила, что и сама стала объектом наблюдения. Его взгляд скользнул по черному кружевному палантину на её плечах, зацепился за золотой браслет на запястье, скользнул по носам замшевых сапог. Громов впервые видел её так близко при свете и теперь недоумевал, что заставляет её пить с ним дешевый чай. Ухоженная, похожая на породистую кошку, что Ида забыла в его конуре? Почему она и её дед, совершенно его не зная, так добры к нему?Митрич то понятно, но они?.. Наверное иногда лучше не думать, а просто стоять и наслаждаться красотой момента... Ида слишком красива что бы быть правдой...
С этими тоже не весёлыми мыслями он сунул кружку чая в руки Славику и аккуратно передал бокал Иде.
"Славик, ты говорил, что Оксану отсюда увезут" - Иде надоела не ловкая тишина.
"Уже, к тётке её, в другую область." - Шустов размещал сахар и обжигаясь глотнул горячий чай-"А знаете что на посёлке говорят?" он выдержал драматическую паузу-"Говорят Оксанка сама мертвеца к себе привязала"
-" В смысле?" - удивлённо поднял бровь Громов
" Я сам не видел конечно. Говорят она Андрюхе у гроба в любви клялась. Вот.. И даже якобы что то ему в гроб сунуть успела. "
"Алкагольный психоз" - резюмировал Санек, а потом не выдержав заржал-" Славик, ты вроде взрослый пацан, а лицо сейчас такое, как будто сам в эту дурь веришь. Ты постоянно тут трешься. Много живых покойников здесь видал? Оксанке бы просохнуть хоть пару дней, глядишь и перестанет всякое мерещится".
"Тоесть ты работаешь на кладбище, но сам в мистику не веришь"-Славик аж губу прикусил, теперь смех разбирал уже его
" Какая мистика? Я тебе больше скажу, сколько работаю, ничего даже близко похожего не видел. "-Громов подкинул в печку ещё пару поленьев-"Любой странности можно найти объяснение".
" Я пожалуй пойду. Времени много уже" - в глазах Шустова плясали озорные черти.
" Мне тоже пора"- Ида поднялась и надела пальто.
" Ты уверен что эта девица успела что то там засунуть в гроб?" - выйдя на улицу шёпотом спросила она у Славика.
Тот пожал плечами-" Нет, но говорят об этом разные люди.Иди обратно на погост, Громов в тебя не верит. "
Может и не верит, только не на столько он прост как кажется, размышляла она неторопливо бредя по тёмной аллее. Громов читающий книги, это за гранью фантастики....
Задумавшись,она не заметила как оказалась рядом с могилой Андрея.
Постояла, прислушалась к ощущениям. И ничего не почувствовала. Просто свежая могила. Ни агрессии, ни злости. Это ни как не стыковалось с полным ненависти призраком.
"А ты уверена, что то что ты видела было Андреем?" - Погостник возник рядом так неожиданно, что Ида вздрогнула.
"Говорят, Оксана клялась ему в любви перед похоронами и что то положила в гроб. Я знаю что так можно привязать к себе мёртвую душу. Но я не чувствую сильной энергетики от могилы"
" Так давай спросим у него"
Хозяин Кладбища ударил тростью и земля содрогнулась. С могильного холмика посыпались ручейки песка,потянуло тленом. Ида не вольно сделала шаг назад. Земля над могилой разверзлась и на поверхность поднялся обитый бордовым велюром гроб. Щёлкнули замки и крышка отлетела в сторону. Стоящих обдало тошнотворным смрадом разложения. Ида сдернула саван.
"Отдай то что тебе не принадлежит!" - приказал Хозяин Кладбища и ещё раз ударил тростью по земле.
Лежащий в гробу открыл мутные глаза. Синюшная, испещренная чёрными дорожками вен рука дрогнули, с видимым усилием полезла под лацкан пиджака и вытащила завернутую в платок фотографию. Ида взяла её и брезгливо о кинула ткань. На фото были Андрей и Оксана, а на другой стороне был какой то текст, но увы, быквы безнадёжно расплылись от сырости.
"Отправляйся обратно. Пусть сон твой будет крепок!"
Покойник сложил руки на груди и закрыл глаза. Крышка встала на место и гроб ушёл обратно под землю. Фотография в руках Иды и валяющийся у её ног платок вспыхнули потусторонним синим пламенем.
"Если дело в этом, то связи больше нет. Но думаю что причина в другом"
Погостник развернулся и собрался уходить.
"Так в чем?!" - растерянно спросила Ида.
"Полагаю кто то слышал Оксанину истерику и воспользовался этим. Ты видела не Андрея, а нечисть в его обличии. Забудь, Ида, ты ни чем не поможешь. И я тоже. Забудь"
С нечистью Ида уже сталкивалась и как они сильны проверила на собственной шкурке. Закусив губу она ещё с минуту постояла в глубокой задумчивости, а потом пошла к своим любимым развалинам.Скоро наступит сезон туманов, это тёмное время, надо набраться сил....
Прошла неделя. Оксана больше не появлялась и про неё начали забывать. В то утро Ида дремала в развалинах часовни. Ей было так тепло и уютно, рядом мурлыкал Мишка, на улице шёл снег и пересвистывались синицы. Внезапно сон покойницы нарушил какой то посторонний звук. Ида открыла глаза и обратилась в слух. Противный хруст повторился. Не хотя она выбралась наружу и перемещаясь из тени в тень пошла в ту сторону откуда он доносился, уже по дороге с раздражением поняв что его источник могила Андрея.
Оксану она увидела издалека. Девушка лежала на снегу и была ещё жива, но уже отходила. В её судорожно сжимающихся пальцах хрустели блистеры из под таблеток.
Ида села на перепялину ограды, достала сигарету, но так и не прикурила.За её спиной послышался лёгкий шелест и разверзлась Бездна, из которой вышел Бессмертный.
"Рад тебя видеть, Ида. Жаль, что при таких обстоятельствах" - произнёс он.
Она не стала оглядываться.
"Не грусти, ты ничего не могла изменить. Мёртвые не должны вмешиваться в дела живых. Таковы правила, а ты и так их бесконечно нарушаешь".
"И сейчас бы нарушила. Если бы знала как"-отмахнулась Ида.
" Не сомневаюсь. Нарушь их ещё раз по моей просьбе. Как нибудь донеси до коменданта и сторожа, что у них лишний труп на погосте. Скоро начнётся метель, не гоже ей так валяться. "
Ида тихонечко засвистела, Верный должен услышать.
Оксана больше не шевелилась. Её пальцы разжались и блистеры рассыпались по снегу. А Иде и правда было грустно. Только перешагнув грань начинаешь по настоящему ценить жизнь. И свою и чужую.