Предисловие
У меня никогда не было тяги к письму. Писать я не любил, не умел, да и почерк у меня был ужасный. Но как говорила моя учительница по русскому языку Антонида Андреяновна, я скорее всего ленился писать если не красиво, то хотя бы аккуратно. После выпускного экзамена по литературе в десятом классе, уже другая учительница, Эльвира Жамьяновна сказала – «Халматов, как всегда краток». Я был доволен, поскольку верил, что краткость сестра таланта, а талантливым оказаться очень хотелось, но это был не тот случай.
Взяться за перо меня подвиг случай. А именно. После многолетних поисков, в 2014 году, благодаря интернету, нашлось захоронение моего дедушки по матери Николая Семёновича Мелешкина, погибшего в 1942 году под Сталинградом. Посовещавшись в семейном кругу, мы решили свозить туда маму, тем более она очень хотела. По результатам поездки решили написать небольшую заметку в местную газету. Почему-то все смотрели на меня и мне подумалось, - «А почему нет». Небольшая заметка вылилась в статью на газетную страницу, перечитав её несколько раз я понял, могу писать. Спустя пять лет, опять случай, подтолкнул меня к написанию трёх рассказов, это «Багор», «Бабушка» и «За дровами». Действительно, эти три рассказа были написаны буквально за ночь и на одном дыхании. Потом уже, они корректировались, подправлялись, но незначительно. Мне очень хотелось сделать приятное своему отцу, и я ходил, не зная как воспримут мою писанину, с кем-то советовался, затем решил, что надо пойти в редакцию газеты «Знамя Труда», уверенный, что там люди знают как писать, гораздо лучше меня. По воле случая, первый рассказ был опубликован через три дня после смерти отца. Мне безмерно жаль, что я почти два месяца потерял на, ни кому ненужные сомнения и собственную неуверенность, тем более, что изначально писалось все, именно для отца.
В конечном итоге моя «писанина», как я её изначально назвал, вылилась в цикл рассказов с общим названием «Рассказ пожилого человека». Всё что здесь написано, основано на реальных событиях, изложено мной по рассказам моих родителей, моих бабушки и дедушки, и разбавлено моими личными представлениями о жизни начала и середины двадцатого века. При написании некоторых рассказов я изменил имена отдельных героев, так как меняются времена, меняются люди, отношение их к жизни вообще, отношение к действительности и к истории в частности (чтобы ни у кого не возникло соблазна высказать мне порицание, упрек или похвалу за рассказ о своих предках). По этой причине, всякое совпадение с реальными событиями и реальными героями прошу считать чистой воды случайностью.
Я очень благодарен своей жене Ларисе, за то, что она серьёзно и с полным пониманием отнеслась к моей затее, поддерживала меня и помогала где советом, а где и подсказкой. Так-же я благодарен своей сестре Татьяне и брату Николаю, которые не давали мне остановиться на достигнутом, всегда подталкивали к написанию чего ни-будь нового и до толкали меня до выпуска данного сборника. Хочу сказать огромное спасибо моим родителям Сафрону Алексеевичу и Алевтине Николаевне Халматовым за то, чему я научился у них, что имею за душой и чем владею. Всё что я умею и все, что у меня сейчас есть, как бесценный дар от всех предыдущих поколений моих предков дали мне мои родители. И ещё, выражаю благодарность брату Анатолию, бесценному хранителю многих легенд, устных преданий, реальных имен и реальных историй Обусинской долины.
Мои рассказы не претендуют на оригинальность или неповторимость. Но надеюсь, что они пробудят в людях моего и более старшего поколения теплые воспоминания о своих родителях, односельчанах, которых уже нет с нами. А так-же более младшему поколению хотя бы приблизительно покажут жизнь начала двадцатого века, не дадут забыть историю своей малой Родины, людей, творивших когда-то её историю. Я не уверен, что сам правильно понял и смог верно донести до читателя ощущение духа того времени. Но я очень старался. Верю, что есть у нас люди которые смогут написать лучше и больше, но боясь опоздать, от неумолимого времени, тороплюсь показать Вам то что смог сделать.
С уважением. Халматов Александр.