По материалам выступления Дмитрия Шаменкова на XVII Всемирном трансперсональном конгрессe (2011 год).
В начале своей научной карьеры я занимался нейрофармакологией – изучал механизмы действия лекарственных средств на головной мозг. Потом увлекся клеточными технологиями, стоял у истоков создания Института стволовых клеток и клеточных технологий Академии медицинских наук, где мы занимались изучением механизмов регенерации и разработкой технологий, которые позволяют напрямую восстанавливать ткани тела. В результате этой работы мы пришли к одному очень интересному фундаментальному выводу: если мы возьмем клетки тела любого человека и поместим в особые культуральные условия, эти клетки будут жить бесконечно долго.
Постановка вопроса
Базовая стволовая клетка, из которой мы развиваемся, обладает двумя основными свойствами: это бесконечная способность к самообновлению и тотальная потенция. Меня, как исследователя, заинтересовал вопрос: почему происходит так, что взрослый организм заболевает, прогрессивно стареет и умирает, несмотря на то, что, как знают многие исследователи, лимит возраста, которого мы можем достичь, – примерно 120 лет. На сегодняшний день у человека есть все возможности восстанавливать свое тело на клеточном уровне. И я не мог понять, почему же наш совершенно функционирующий организм не производит планового обмена тканей и почему мы стареем и очень рано умираем: средняя продолжительность жизни, например, в нашей стране, очень низкая – 60-70 лет.
Работа в области клеточной биологии и физиологии подтолкнула меня к более глубокому изучению того, что уже было открыто советскими и российскими физиологами, и к созданию определенной стройной системы, четкого понимания, почему же все-таки мы стареем и умираем. Чтобы понять этот процесс, необходимо вернуться на самый базовый уровень и вспомнить, что мы рождаемся с операционной системой, которую мы сейчас условно назовем «ум», и эта система позволяет «оператору» управлять своим телом и выполнять свое предназначение в жизни.
Операционная система
Как работает эта операционная система? За открытие этого закона русские ученые получили Нобелевские премии: И. П. Павлов заложил основы, далее его наработки развивали И.М. Сеченов и И. И. Мечников, а окончательный вид им придал академик Петр Кузьмич Анохин из Института нормальной физиологии Российской академии медицинских наук. Это серьезная научная тема, которую я попробую переложить на простой и понятный язык.
Система эта работает так: мы постоянно получаем информацию из внешней среды и из внутренней среды нашего организма. Вся эта информация агрегируется, сливается в единый поток и попадает в пирамидальные нейроны коры полушарий мозга – это специальные клетки, самые большие клетки в головном мозге. В пирамидальных нейронах происходит обработка этой информации.
Обработка происходит следующим образом: в памяти, которая состоит из индивидуальной и видовой (память человечества в целом, передающаяся с генами), происходит анализ всего этого потока информации и формируется иерархия целей – то, что мы должны сделать в данный момент времени. Это последовательность, группа целей, часть которых является более важной, а часть – менее важной. Исходя из этой иерархии целей тратится ресурс нашего организма – для того, чтобы мы этих целей достигли.
Одновременно с иерархией целей в пирамидальных нейронах на основе наилучшего опыта, зафиксированного в памяти, синтезируется программа – как оптимальным образом достичь этих целей. Формируется устойчиво колеблющаяся нейронная сеть, которая называется «программа действия». Она постоянно сообщает свое колебание вегетативным центрам, управляющим нашим телом и всей моторной активностью, в том числе – поведением. Постоянные колебания этой нейронной сети, которые уже содержат образ того, что нужно делать, оказывают влияние на все внутренние органы.
Мы достигаем определенного результата действия, информация о нем попадает по обратной связи во вторую часть этой нейронной системы – анализатор, а также в пирамидальные нейроны. И в зависимости от того, достигли ли мы целей, сформированных в нашей иерархии, программа действий корректируется. Эта система работает автоматически в каждый момент времени.
Действие прежде осознания
Между нашим действием и осознанием этого действия существует определенный интервал – по данным разных исследователей, он составляет от 50 миллисекунд до 500 миллисекунд. Операционная система работает как автомат, она функционирует автономно и постоянно помогает нам выживать. Из лучшего опыта она выбирает наиболее значимые цели в нашей жизни и наиболее оптимальное решение для достижения этих целей. И когда мы совершаем какое-то действие, мы сами осознаем это спустя некоторое время – через 50 (500) миллисекунд.
Откуда берется иерархия целей? Каким образом она формируется? Ответ на этот вопрос очень прост. Наша операционная система создана для двух вещей: для выживания человека как биологической особи и для получения удовольствия. Главной целью является выживание. С момента рождения мы сталкиваемся с разными обстоятельствами в своей жизни, часть этих обстоятельств, событий – необычна. Они необычны тем, что после того как они происходят, мы чувствуем, например, боль, теряем сознание, или в результате этих обстоятельств гибнут наши близкие (организм воспринимает эту утрату как угрозу виду) – все эти события напрямую связаны с угрозой жизни, поскольку, если мне больно, я могу умереть от этого. В ответ на эту угрозу жизни мы реагируем автоматически и безусловно, и эта реакция включает в себя несколько важных компонентов.
Механизм выживания
Например, мы видим тигра, который нападает на нас. Что организму нужно сделать? Нужно моментально сконцентрировать все силы, включить все механизмы защиты, которые существуют в теле, а все ненужное отключить, чтобы максимально собрать ресурсы тела и сфокусироваться на отражении угрозы.
На уровне физиологии это выглядит так: растет давление, частота сердечных сокращений увеличивается, происходит выброс глюкозы в кровь, выброс различных гормонов, которые упрощают использование глюкозы, происходит централизация кровотока – поток крови уходит из периферических мелких сосудов в центр тела, отключаются ненужные в данный момент системы – такие как желудочно-кишечный тракт, мочеполовая система. Включаются на максимум защитные механизмы, иммунитет, возрастает свертываемость крови. Все это вызывает вегетативную бурю в организме, сильную эмоциональную реакцию – мы должны оповестить свой вид, что есть проблема, видовая угроза. И возникает движение – кровь вскипает, чтобы либо убежать от тигра, либо дать ему отпор.
После того как мы так среагировали, мы либо выживаем, либо нет. Если мы выжили, то наша операционная система (ОС) запоминает, что в ответ на определенную угрозу жизни мы среагировали определенным образом и выжили. Система делает вывод, что при следующем столкновении с подобными обстоятельствами нужно среагировать подобным образом не дожидаясь угрозы жизни – то есть боли, потери сознания и прочего – это упреждающий механизм, профилактический, эволюционный механизм выживания, и он очень важен.
Какие обстоятельства могут быть похожими, такими, чтобы наша ОС отреагировала подобным образом? Например, я иду по улице, и на меня нападает хулиган с бутылкой. Он замахивается бутылкой, она сверкнула на солнце, а на хулигане были очки. Эта информация запишется в моей ОС, и в следующий раз, когда я буду идти по улице и из-за угла вдруг появится человек в очках и с бутылкой, у меня будет подсознательная реакция на него, мое тело среагирует. И сила этой реакции будет зависеть от степени угрозы жизни, с которой я столкнулся в первый раз. Фактически, это условный рефлекс.
Самое первое и самое драматическое событие в нашей жизни – это момент рождения. Мы жили девять месяцев в безопасной среде, где была еда и тепло, и в момент рождения мы вдруг ощущаем новую химическую формулу, которая от матери попадает к нам в организм – окситоцин. Возникает страх от появления чего-то нового, и наша вселенная начинает сжиматься, это практически конец света. Возникает соответствующая реакция, и она необходима, чтобы родиться. Когда ребенок рождается, ему обрезают пуповину, он попадает в незнакомый новый мир, который его пугает – яркий свет, крик матери, обжигающий легкие воздух. Все это является весьма драматическим событием для нас, мы воспринимаем огромное количество сенсорной информации, отождествляем ее с определенными реакциями, и у нас начинает конденсироваться опыт – это совокупность нейронных сетей, работающих по голографическому принципу, и она работает автоматически. Она направлена на выживание и работает совершенным образом.
Проблема – отождествление
Система конденсированного опыта, система иерархии целей, выбор реакций – все это работает совершенным образом. Есть только одна проблема, по которой мы все болеем, стареем и преждевременно умираем. И эта проблема – ошибочное отождествление себя с деятелем. Начиная примерно с трех лет у нас формируется представление о самих себе и о нашем опыте реакций. Мы определяем себя относительно «внешнего мира», наблюдаемого опыта, и происходит отождествление нас самих с нашим стереотипом реагирования. То есть наш внутренний «наблюдатель» отождествляется с нашей операционной системой, и это отождествление – как вирус. Оно приводит к тому, что как только у нас начинает меняться опыт, как только картина мира, которую мы наблюдаем, начинает отличаться от «правильной» картины мира – которая у нас сформировалась на основе предыдущего опыта – у нас моментально возникает угроза жизни и запускается комплекс изменений в организме, о которых было сказано выше.
Поэтому изменения – в картине мира, в опыте – нас пугают. Многие люди стремятся к стабильности и комфорту. Стабильность – это отсутствие перемен, а комфорт – это отсутствие переживаний. По сути, это состояние трупа. Происходит так, что практически с рождения человек стремится к состоянию трупа.
Что происходит на уровне тела? С момента самоотождествления организм начинает постоянно «напрягаться», это физически выражается на уровне психоэмоционального напряжения. Практически с рождения доминантой человека, номером один в иерархии целей является попытка изменить это состояние напряжения, сопротивление этому состоянию. Это физиологическая доминанта напряжения, которая заставляет человека сопротивляться окружающей его реальности и пытаться сделать эту реальность лучше – комфортнее и стабильнее.
Эта доминанта создает нейронные сети, управляющие нашим телом, создает устойчивую реакцию. Рано или поздно наши ресурсы, которые нужны нам для жизни и других наших целей, растрачиваются на сопротивление: на создание картины лучшего мира, моделирование реальности, психоэмоциональное напряжение. Практически 96% всех ресурсов организма уходит на это и на поддержание тех реакций, которые в организме отвечают на угрозу жизни. Это напряжение есть у всех, разве что уровень может отличаться в зависимости от среды, в которой мы выросли, и тех знаний о себе, которые мы получили.
Доминанта напряжения
Доминанта напряжения является ключевой. У разных людей она по-разному выражена, но это напряжение приводит к быстрому расходованию ресурсов организма. Для иммунитета это проявляется на уровне аллергических реакций, на уровне генетики включается «генетический груз»: у человечества есть общее генетическое поле, поле генетической информации, которая не принадлежит отдельной особи – мы все как бы являемся устройствами, которые несут в себе части, варианты этой информации, она распределена по голографическому принципу. Когда у человека растет напряжение и исчерпывается ресурс, начинают проявлять себя предрасположенности к генетическим заболеваниям.
Средний возраст, когда истощается ресурс стволовых клеток, – примерно 35 лет. Это возраст, когда практически у всех начинаются проблемы со здоровьем. И сейчас этот возраст даже снижается, поскольку скорость передачи информации выросла примерно в миллион раз за последние сто лет и сенсорная нагрузка растет.
Существует одна очевидная и принципиальная проблема, которая называется «напряжение». Если взять человека с хроническим заболеванием – например, с избытком жиров или недостатком сахара в крови, то при исследовании станет ясно, что это следствие повышенного хронического напряжения, стресса. Не того стресса, который необходим для здоровья, а продолжительного хронического стресса. Что обычно делает в таких случаях врач? Если обнаруживается высокий уровень глюкозы, то врач предлагает снизить этот уровень – либо за счет диеты, либо за счет препаратов или гормонов.
Врач понимает, что повышенный уровень глюкозы может привести к риску различных заболеваний. Но уровень глюкозы является следствием иерархии целей, он не просто так вырос. И в тот момент, когда вы убираете один параметр результата действия – изменяя уровень глюкозы при помощи препарата – система нейронов, которую мы назвали «анализатор», воспринимает это изменение и корректирует нейронную сеть, чтобы вернуть прежний уровень глюкозы – повышенный. То же самое происходит и с артериальным давлением, и со всем прочим. Это автоматический механизм. И люди к врачу приходят уже со множеством органических дефектов, поскольку наша социальная жизнь такова, что мы не прислушиваемся к своему телу, пока сигналы не станут настолько сильными, что мы не можем их игнорировать (боль).
Что делать?
Существует множество различных механизмов по восстановлению нейронной связи, все они направлены на развитие цикла – информация о результатах действия должна попасть в кору больших полушарий и стать частью иерархии целей. Я это называю развитием самочувствования. Нам часто только кажется, что мы чувствуем себя хорошо. Довольно распространенная картина, когда мы не чувствуем того, что чувствуем. Развитие самочувствования, развитие обратной связи от своего тела рождает первую перспективу по выходу из проблемы, потому что начинает меняться иерархия целей. Это позволяет быстро менять рефлексы.
Если мы попытаемся поменять доминанту напряжения (расслабиться), нам будет очень сложно это сделать – мы тем самым только увеличим напряжение, поскольку сопротивляемся тому, что уже есть. Любая попытка изменить себя, расслабиться, обречена на провал. Мы хотим смоделировать лучший для себя мир и пытаемся уйти туда из того момента, в котором находимся, то есть сопротивляемся. Не стоит забывать, что мы воспринимаем происходящее с задержкой.
Мы напрягаемся, чтобы достичь целей, хотя существует автоматическая система, реализующая наш предыдущий опыт. Мы можем просто дать ей работать самостоятельно.
Что происходит, когда мы прекращаем сопротивление – перестаем отождествлять себя с «деятелем», нашей ОС, умом, перестаем напрягаться? У нас высвобождаются ресурсы организма, мы много успеваем, меньше спим, действуем эффективнее.
Как это сделать?
В нашем теле существуют центры, управляющие жизненно важными системами организма, – дыхательный и сердечно-сосудистый. Эти два важнейших центра синхронизированы между собой, между их нейронами существует связь, колебания их систем воздействуют друг на друга. На физиологию нашего организма мы можем повлиять напрямую только через один процесс, этот процесс – дыхание. Всеми остальными функциями организма мы можем управлять только косвенно. Дыхание регулируется двумя группами нейронов. Одна группа нейронов отвечает за спонтанную дыхательную активность, другая – за сознательную дыхательную активность.
Мы можем принять удобное положение и дождаться вдоха, а потом дождаться выдоха. Терпеливо ждать, доверяя своему телу, которое делает этот вдох и этот выдох. Если мы начинаем наблюдать за процессом дыхания, не пытаясь воздействовать на дыхательный акт, нейроны обеих групп начинают синхронизироваться. Вся физиология организма в этот момент получает сигнал о том, что можно расслабиться – тигр побежден, можно отдохнуть. И система организма начинает восстановление. В этот же момент происходят восходящие влияния на кору полушарий, и головной мозг также получает информацию о том, что можно снизить тревожность. Восстанавливается баланс нейромедиаторов – включается наш «внутренний целитель», система саморегуляции. Это запускает обновление организма на клеточном уровне.
Единственный путь к здоровью – это снижение уровня напряжения. Нарушить ход условных рефлексов, приводящих к созданию проблем со здоровьем. Конечно, стоит использовать дополнительные методы коррекции, которые позволяют быстрее подвести систему к здоровому состоянию, – это и мониторинг, и многое другое. Но эта практика является основой – глубочайшее, тотальное принятие жизни без какого-либо сопротивления. Это является ключом к здоровью с точки зрения современного научного подхода. И это единственный возможный путь к тому, чтобы просто быть счастливым и здоровым человеком. Это соответствует любой философской или религиозной традиции, любым концепциям и практикам оздоровления и исцеления.
Когда человек начинает доверять тому, что с ним происходит – и, в первую очередь, самому себе, когда человек, вместо того чтобы пытаться менять себя и напрягаться, принимает свое напряжение и себя таким, какой он есть, – именно с этого начинается диалог с реальностью. И заканчивается гонка человека и его мышления в животной природе – человек принимает свою животную природу и становится, по сути, исполнителем высшей воли – воли систем более высокого порядка: работает максимально эффективным образом, реализуя весь потенциал, на который способен. Что бы ни произошло с таким человеком, он не создает никаких привязок к своему предыдущему опыту. И вся вселенная на его стороне.
Будьте здоровы!
Полностью выступление Дмитрия Шаменкова можно посмотреть по ссылке.