Всем Доброго Аудиофильского!!!
Сегодня у нас исследовательская опереция с Новым Годом!
Как говорится
"ЭТО - Экспериментальное Творческое Объединение
Показывает ННННФ -
Ненаучно-Нефантастический
Не совсем реалистический
Не строго исторический
Фильм"
Предыстория.
Год 1972й - на экраны выходит фильм Высокий Блондин В Черном Ботнке
Год 1973й апрель - на динамики выходит диск Дарк Сайд Оф Зе Мун.
Год 1973й канун Нового Года - на экраны выходит фильм Иван Васильевич Меняет Профессию.
В фильме Иван Васильевич Меняет Профессию некто Тимофеев А.С. мастерски обесточивает весь подъезд, спалив всего одну пробку.
За что получает выговор от некоего Ивана Васильевича Бунша, который как-то уж очень сильно похож на некоего Полковника Тулуза из фильма Высокий Блондин В Черном Ботинке.
Далее в кадре происходит целое шоу. А именно кто-то нагло хакает квартиру тов. Шпака, который по совместительству стоматолог. При этом на работе своей Шпак зажигает ритмичними звуками отбойного молотка вперемежку со звоном монет из альбома Дарк Сайд Оф Зе Мун.
Далее некто АС Тимофеев включает какую-то сложную машину, которая начинает испускать искры в форме ЭКГ. А общий антураж как-то уж очень сильно похож на допрос иностранного агента в первой сцене из фильма Высокий Блондин В Черном Ботинке.
И вот тут бы мне взять да и успокоиться. Но внезапно оказывается, что наш АС Тимофеев - это не высокий брюнет в обоих ботинках.
Что за дела-то вообще???
В общем с Новым Годом ВАС!!!
Кстати Шпак там тоже АС. Антон Семенович Шпак он.
А жена Бунша тоже имеет визуальные сходства с главной герониней из Выского Блондина. Ну вернее как сходства. Обратные сходства.
Ну тут уж и Дарк Сайд надо правильно переводить. Обратная Сторона Луны он.
Но нам сейчас важен Магнитофон Японский. Которого со слов Шапака, то один штука, то два штука, а то и все ТРИ... Штука!
Магнитофон там вот этот
National RQ-158S
фото отсюда https://rt21.getbb.ru/viewtopic.php?f=41&t=142582&st=0&sk=t&sd=a&hilit=%D1%88%D0%BF%D0%B0%D0%BA%D0%B0
И вот сегодня-то мы его и будем изучать. Вдоль и поперек.
Сначала конечно повозмущаемся.
Дело в том, что выпускали его с 1967го года. И он гад с... реверсом.
А в СССР первый магнитофон с реверсом начали выпускать только в 1978м. И он был станционарный. А этот гад. Он ко всему прочему еще и в автобусе орать может.
И даже на улице при походе в булочную.
И у него РЕВЕРС!!! Обидно понимаешь! Я-то в свои школьные годы, что на лихие 90е попали, о реверсе только мечтал.
А тут нате. Оказывается он уже во всю был. А я то первый раз реверс на кассетнике увидел.
Обидно.
Но это ладно. Тут вот чего увидеть нужно и обалдеть!!!
фото отсюда https://rt21.getbb.ru/viewtopic.php?f=41&t=142582&st=0&sk=t&sd=a&hilit=%D1%88%D0%BF%D0%B0%D0%BA%D0%B0
Это головки. Магнитофон тут моно.
А потому мы тут видим слева одну головку, по середине тонвал, и на выходе его еще одну головку.
И вот как хотите с этим так и живите. У него реверс. Это магнитофон. Это не плеер. Он записывает.
Но у него только 2 башки.
При этом головы несустветный гибрид. О таком в СССР и подумать было страшно. Это как фонарь на солнечной батарее.
Раньше тоже о таком подумать нельзя было. А сейчас направо-налево тыкают такие.
Так вот оказывается в 1967м Японцы додумались объединить головку универсальную с головкой стирания.
При этом стирает она верхнюю дорожку, а воспроизводит нижнюю.
Безобразие. Но с другой стороны она ведь и остаточную намагниченность размагничивает. От этого шумов меньше и АЧХ шире.
В общем додумались до того, о чем в СССР и в 90х подумать сложно было. Так делать же нельзя.
А они делали.
В итоге у нас в начале стирающая головка, потом тонвал, и потом универсальная головка. А на реверсе они же в том же порядке, только на верхней дорожке. Ну вернее как в том же порядке. В реверсивно-том-же.
А вот схема здесь беспредел да и только.
Так только на Германии делать можно.
Тогда как раз времена были, когда кремния еще не было почти. А Германий себя вел хуже ламп.
Он был жутко нелинейный. Лампы были значительно линейнее. Это потом кремний обштопал всех с 10 кратным запасом по линейности характеристик.
Но здесь еще времена когда не поймешь куда правильнее Германий ставить. В усилители записи-воспроизведения. Или в выходные на динамики? Где от него меньше шума и искажений?
Магнитофоны в СССР даже в 70х были с ламповыми УВ и только транзисторными УНЧ. Даже Эстония в Винилом и Радио такая была.
Там даже корректор Ламповый стоял.
Но здесь мобильная техника. Тут выбора мало. В общем транзисторы здесь.
Вида ПНП. НПН еще не придумали.
Первый согласующий. За ним еще один. В ООС цепи коррекции АЧХ на конденсаторах и индуктивностях. От индуктивностей само собой резонно кое-что ожидать. Об этом ниже.
Далее хитрая схема. Здесь дроссельный усилитель напряжения.
Это когда индуктивность вместо резистора. Он такой позволяет за счет Автотрансформаторного эффекта использовать напряжение питания на всю катушку и даже неможечко больше.
Вместо фазоинверсного транзистора здесь трансформатор.
Причем первичная обмотка его и является тем самым дросселем раскачки амплитуды.
Вторичка имеет 3 выхода. Как раз в фазе-противофазе и нулевой.
Далее 2 транзистора усиливают ток.
Ну вернее как ток. Напряжение и слегка ток. Они качают обмотку трансформатора. А вот его выход уже на динамик.
А так же на ООС к транзистору раскачки.
Схема оконечника взята из Лампового усилителя. Она такая позволяет понизить ток, проходящий через транзистор раз эдак в 10.
А т.к. главная причина нелинейности в работе транзистора это паразитное сопротивление на коллекторе, которое ведет к девиации коэффициента усиления, который в свою очередь, приводит к росту тока на базе, где тоже есть паразитное сопротивление, которое приводит к падению напряжения...
В общем с Новым Годом. А то сейчас вообще запутаюсь с объяснением.
Короче говоря, снижение тока, проходящего через транзисторы, повышает линейность их работы. А трансформатор на выходе как раз это и позволяет сделать. Мы поднимаем напряжение и понижаем ток. И ставим трансформатор.
Ну и поэтому здесь и дроссель, вместо резистора, на раскачке. Чтобы от батареек поднять напряжение. Чтобы использовать максимум возможного напряжения питания от них.
Ну и само собой получите - распишитесь. Дроссели жутко не любят внезапного прекращения амплитуды. Они на это в ответ ее сами поднимают. Магнитные поля схлопываются и трансформируются в электричество.
Ну и как итог, это приводит к выраженному наличию послезвучий в сигнале. И в этом магнитофоне они весьма и весьма сильные. Значительно сильнее, чем Аудиофильские нормы на них.
Они с одной стороны придают Аудиофильскости звучанию. Но это при правильном их количестве. А вот когда перебор...
Так вот здесь перебор. Сильный перебор.
Но нам сейчас в какой-то мере важен факт их прогнозирования и ожидания от данной схемотехники именно такого поведения.
И он имеет место быть. Звук соответствует нашим ожиданиям от конструкции.
Вот такая история. Перед нами переносной магнитофон 1967го года. С реверсом. И кучей трансформаторов внутри. Да еще и с хитрыми головками.
Вот такой Ново Годний обзор получился.
Спасибо, что дочитали!
С Новым Годом вас!!!