На острове меня уже поджидал микроавтомобиль, на котором я отправился в гестхаус. Там меня встретил управляющий Анис, 25-летний парень, с улыбкой на лице и приветственным кокосом в руках. Я наскоро переоделся и пошел знакомиться с островом – первое, что я делаю, когда оказываюсь на Мальдивах.
Тодду оказался намного больше, чем я мог себе представить. На обход этого овального по форме образования у меня ушло почти два часа.
Солнце стояло в зените, обрушив на меня свой жар. Береговая линия не очень изрезана, в некоторых местах растительность чуть ли не вплотную подходит к воде. Встретил несколько экзотических бабочек, белую цаплю и семейство островитян. Женщины, как и положено, находятся в воде в полном одеянии. Каких-то особо живописных мест на берегу я для себя не отметил, зато, к величайшему сожалению, обнаружил, что левая от причала часть острова, достаточно большая по площади, не ухожена и имеет неприглядный вид. Больше я туда не заходил.
Тодду называют островом-плантацией. Здесь выращивают фрукты (лидирует папайя), овощи (чаще всего попадались огурцы) и ягоды (видел только арбузы). Работают как местные, так и приезжие рабочие из Бангладеш. Численность мальдивцев составляет около 1400 человек.
Мне очень понравилась школа: чистая и ухоженная, квадратной формы, с внутренней стороны которой по коридорной системе находятся классы. Девочки чаще всего ходят в джинсах и майках, девушки надевают платки, а женщины уже облачаются в полагающееся по исламу одеяние исключительно черного цвета – тело максимально закрыто, несмотря на жару за тридцать градусов. Как я смог заметить в этот раз, молодежь при этом активно пользуется губной помадой и духами.
Основной вид транспорта на острове – мотоциклы и скутеры, причем ездят на них и мужчины, и женщины. Часто видел, как на одном таком транспортном средстве едут две женщины, а у той, которая за рулем, на коленях сидит ребенок, если он совсем маленький, или стоит, держась за руль, если он уже может ходить. Многие туристы передвигаются на велосипедах, но я предпочитал передвигаться на своих двоих.
На острове целых четыре мечети. Две из них полноценные, с минаретами, а две другие я бы назвал молельными домами. Одна из мечетей находится среди обычных домов и распознать ее оказалось для меня делом непростым. Главная мечеть расположена в центральной части острова и поражает своими размерами и изяществом. По вечерам ее подсвечивают.
Обнаружил я и два футбольных поля. Можно было предположить, что на одном из них более-менее регулярно играют, а на втором трава чуть ли не по пояс говорила сама за себя.
Познакомившись с островом, я отправился на главный гостевой пляж. Расстояние от гестхауса составляло чуть более километра, что я отнес в пассив, так как идти по жаре было, мягко говоря, не совсем приятно. На финишной прямой меня встретил щит с напоминанием о дресс-коде вне пляжа и запрете на поцелуи в общественных местах, что расценивается здесь как непристойное поведение. Ничего не поделаешь. Ты здесь находишься в гостях, а потому должен уважать местные законы и обычаи.
Сам пляж оказался не очень широким, но достаточно длинным. На нем можно было и позагорать под открытым солнцем, и укрыться в тени. Отдыхающие могли воспользоваться как лежаками (которых, впрочем, было недостаточно), так и гамаками, традиционными для нас по форме, и теми, которыми пользуются местные, напоминающие кресла.
Удивительно, но уже в первый день я обнаружил, что на пляже все говорят исключительно на русском! За все семь дней, что я провел на острове, я встретил только пару пожилых немцев, компанию скандинавов из трех человек, двух девушек, говоривших на испанском, пятерку итальянцев и группу японских школьников. Вечером Анис подтвердил, что остров в большом почете у русских, которые составляют подавляющее большинство туристов. Даже кафе при его гестхаусе называется SELI POELI, а еще одним кафе под названием Black Anchor владеют русские.
В первый же день я познакомился с теми людьми, которые и составили мой круг скромного общения на острове: пара из Сочи Катя и Алексей, уже успевший обгореть Святослав из Киева, Лиана, наполовину украинка, наполовину бельгийка, но вот уже пять лет проживающая в Китае, и стюардесса из Москвы Юля. Катя показала мне результат встречи со спинорогом в виде двух ранок от укуса этой рыбы. Похоже, что от одной из них, достаточно глубокой, останется рубец.
Мой первый вход в океан! Чем-то он меня удивит, чем порадует? Температура воздуха +31, а воды – на два градуса меньше, так что я практически не ощущаю перехода из одной стихии в другую. Плыву к мелководью слева от меня, туда, где риф. Вода, как всегда, идеально чистая, если постараться, на дне можно пересчитать песчинки. А вот и мои старые знакомые из царства рыб, разве что рыб-флейт не видно. Зато я увидел мурену и трех морских черепах! Говорят, что черепах здесь много. До этого я видел черепаху только один раз, три года назад, когда плавал в открытом океане на пути к острову-пикнику.
Невероятные ощущения от проведенного в воде часа и увиденного! Теперь только бы не сгореть на солнце, впрочем, мой обход острова уже дает о себе знать. Кажется, подгорели шея и уши.
В свой первый день на острове я плавал еще два раза и отправился в свой гестхаус уже после захода солнца, когда активизировались летающие лисицы. Народ на пляже еще оставался, но основной поток уже попрощался с океаном до утра.
Остаток дня я посвятил осмотру центральной части острова, а перед сном, верный своей традиции, отправился к океану, чтобы побродить по берегу, послушать его звуки, поиграть с крабами и просто помечтать.
Моим планам не суждено было сбыться. На берегу стояла кромешная тьма. Скромный прямоугольник от светильников в двух душевых кабинках был сродни капли в океане. Огорченный увиденным, я развернулся и пошел в обратный путь.
Насыщенный событиями первый день, наполненный солнечным светом и океанской водой, подошел к концу. Психологически разгрузивший себя, уснул я под шум вентилятора на потолке. Полноценный сон и эмоциональный подъем укрепили прекрасное настроение и придали свежий заряд бодрости после пробуждения.
Как же непривычно выходить в солнечное утро!
Остров, похоже, еще не проснулся. В кафе, кроме меня, никого нет. Я присаживаюсь за столик рядом с банановой пальмой. Она совсем невысокая, но уже обременена большой банановой кистью. Бананов 20, не меньше, правда, они еще зеленые. Я слышу, как заработала соковыжималка, и через несколько минут мне выносят бокал сока. Папайя! Он охлажден – по стенкам скатываются капельки воды. Сок просто удивителен! Никогда не пил ничего подобного! К тому же он густой. Я беру чайную ложку и опускаю ее в бокал. Она стоит в мякоти! Просто чудеса!
Завтрак чисто мальдивский. Мне показывают, как надо есть салат из тунца и зелени. Нужно взять тонкие лепешки, напоминающие наши блины, положить туда рыбу, свернуть – готово! Далее шла яичница и тосты, пропитанные каким-то сладким маслом. И потрясающий на вкус кофе! На десерт – арбуз или ананас. Такого завтрака мне вполне хватало до обеда, который ограничивался исключительно фруктами, а вот ужинал я по полной. Брал первое и второе блюда и непременную чашечку кофе по возвращении в гестхаус.
Практически весь второй день я провел на пляже, причем большую часть – в воде. Первым, кого встретил на берегу, оказался Святослав. Он уже успел порыбачить с утра и держал в руке свой улов – тунца сантиметров 70 длиной. Святослав по-прежнему избегал солнца и на пляже долго не задерживался.
Круг моих знакомых из числа черепах значительно расширился (всего за время своего пребывания я 15 раз встречался с ними), а вот увиденная вчера мурена по-прежнему выражала неудовольствие от моего соседства. Встретил я и стайку рыбок-солдатиков, а также большую рыбу-попугая. Такой великан на Мальдивах мне еще не встречался. Чтобы не сгореть, плавал я в футболке, памятую о том, на что способно солнце по отношению к тем, кто забывает о нем.
Я отважился пару раз понежиться на солнце, чтобы загореть. Окружение соотечественников абсолютно не напрягало, к русской речи на берегу Индийского океана быстро привык, но это не делало Тодду похожим на Анапу, как высказался кто-то из моих соседей. Даже газета «Труд» (не знал, что она еще выходит!), которую внимательно рассматривал мой пожилой соотечественник в один из дней, не смогла перенести меня на побережье Черного моря.
Многих отдыхающих я уже знал в лицо. Обратил внимание на пару по соседству: модельной внешности девушка (без иронии) с папиком. Их я видел регулярно. Девушка в основном принимала солнечные ванны, облачаясь каждый день в новый купальник. Приятно было отметить, что людей с татуировками по сравнению с прошлым годом стало значительно меньше (большинство по-прежнему оставалось за представительницами прекрасного пола), а безалкогольное пиво, которое продавали перед входом на пляж для туристов, не пользовалось спросом.
Мне очень нравятся вечера на Мальдивах. Дневной зной сменяется комфортным теплом, воцаряется тишина, разве что редкие дуновения ветра приводят в движение ветви пальм. И еще приятно смотреть на то, как горят ярким светом на черном небе звезды. Я просто бродил по острову, изучая геометрию его переулков и присматриваясь к быту островитян.
В свой первый же вечер я обнаружил что-то вроде художественного салона, принадлежавшего местному художнику по имени Муса. Честно признаюсь, что его картины меня не тронули, но понравились авторские граффити на доме по замыслу и исполнению: у двери была нарисована в полный рост островитянка, а из стены, как будто разорвав ее, мужская рука протягивала ей кокосовый орех с соломинкой.
Перед сном иногда беседовал с Анисом. Говорили о футболе (он, как и я, любит эту игру, смотрит Ла Лигу и болеет за «Барселону»), о жизни на острове, о далекой для него стране под названием Россия, о зиме и снеге. Анис заметил мои передвижения по острову (встречал меня в разных местах, когда катался на мотоцикле) и отметил мой интерес к жизни местного населения, к религии в целом, к исламу и мечетям в частности, что для него явилось в определенной степени откровением, поскольку с этим он столкнулся впервые.
В очередной раз я убедился, что пляжный отдых лучше укладывать в одну неделю. Можно, конечно, его разнообразить за счет экскурсий, но все это в любом случае можно сделать в недельный срок. Впрочем, это строго индивидуально. Кто-то приезжает сюда на пару недель, а кому-то и четырех дней оказывается много. Об этом мне поведала девушка из Казани по имени Надира, которая прилетела сюда из Шри-Ланки с подругой, о чем уже успела пожалеть.
Ранним утром на пятый день своего пребывания я решил отправиться на второй гостевой пляж на острове. Уже в дороге меня настигнул дождь, что явилось для меня настоящим откровением, так как дожди на Мальдивах в январе являются большой редкостью. Возвращаться в гестхаус я не стал. Плавал в полном одиночестве под дождем. Десяти минут хватило для разочарования. Акватория не заинтересовала своими обитателями, пляж очень узкий и недостаточно подготовлен для отдыха.
Дождь закончился так же неожиданно, как и начался. Оставшуюся часть дня я провел на основном пляже. Было пасмурно, солнце скрылось за облаками, но на температуре воздуха это никак не сказалось. Я плавал больше обычного в этот день, как будто заранее зная том, что погода готовит мне сюрприз.
В свой последний день на острове я проснулся под шум дождя. Пасмурное утро напомнило мне о Москве. Первый раз за все время, которое я провел на Мальдивах в течение этих шести лет. Дождь не оставил мне выбора: Интернет. Совершенно лишний атрибут на острове, что давало мне повод подтрунивать над другими, когда я отдыхал на Гули в прошлом году.
Дождь прекратился ближе к полудню, но хмурость январского дня не исчезла, и это ставило крест на том, чтобы отправиться на пляж. Я решил просто погулять по острову.
Стихия настигла меня неожиданно: на остров обрушился тропический ливень. На мое счастье, я оказался рядом с постройкой, использовавшейся в качестве гаража. Странное строение с тремя стенами и (это главное!) крышей. Мне ничего не оставалось, как смотреть из своего укрытия за тем, как вода заливает остров, и слушать призывы муллы к молитве.
В гараж заехала машина. Вышедший из нее парень предложил мне зонт, от которого я отказался. Оказалось, что он видел меня с Анисом и предположил, что я остановился у него в гестхаусе, так что он знает, где найти зонт.
Через пару минут я остался один.
Вскоре ливень прекратился, и мне предстояло решить проблему: как добираться до гестхауса? Все дороги были залиты водой. Если судить по проехавшему мимо скутеру, уровень воды был сантиметров 30. Мне ничего не оставалось делать, как, подвернув по колено джинсы и сняв обувь, по воде возвращаться в свое пристанище.
Я не мог не проститься с островом и вечером отправился в свой прощальный обход. Уровень воды спал, и все же мне, как заправскому слаломисту, приходилось осторожно выбирать путь, чтобы не замочить ноги. Народу было меньше, чем обычно в это время, но в общем и целом обрушившийся ливень не внес каких-либо существенных изменений в жизнь островитян. Мне так показалось.
Раннее утро. Я покидаю остров. Улицы все еще не до конца освободились от воды, но солнце должно сделать свое дело в течение нескольких часов и устранить январское недоразумение. День обещает быть солнечным и жарким, но я уже этого не увижу.
# Мальдивы # океан # путешествия # отдых # рассказы #