Провести Рождество по всем правилам можно только опираясь на великую русскую литературу. Особенно "в цене" писатели - эмигранты. У них представление о Рождестве остались кристально - чистыми, незамутненными.
Рождество хорошо бы встречать со снегом. Его должно быть много.
Снежок ты знаешь? Здесь он – редко, выпадет – и стаял. А у нас, повалит, – свету, бывало, не видать, дня на три! Все завалит. На улицах – сугробы, все бело. На крышах, на заборах, на фонарях – вот сколько снегу! С крыш свисает. Висит – и рухнет мягко, как мука. Ну, за ворот засыплет. Дворники сгребают в кучи, свозят. А не сгребай – увязнешь. Тихо у нас зимой, и глухо. Несутся санки, а не слышно. Только в мороз, визжат полозья.
И. Шмелев. "Лето Господне"
Удивительно, но холод, согласно легенде, свирепствовал и в Вифлееме, в зимнюю ночь более 2000 лет назад.
Спаситель родился
в лютую стужу.
В пустыне пылали пастушьи костры.
Буран бушевал и выматывал душу
из бедных царей, доставлявших дары.
Верблюды вздымали лохматые ноги.
Выл ветер.
Звезда, пламенея в ночи,
смотрела, как трех караванов дороги
сходились в пещеру Христа, как лучи.
И. Бродский. Рождество 1963 года.
Начало праздника - самое поэтичное.
По появлению первой звезды. возвестившей рождение необыкновенного человека.
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
Б Пастернак. Рождественская звезда.
Современные окна не зарастают великолепными зимними узорами - причудливыми белыми деревьями и папоротниками. И мы лишены возможности протаивать маленькие кружочки, чтобы проверить не взошла ли первая звездочка.
Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вон она: над Барминихиным двором, над садом! Каждый год – над этим садом, низко. Она голубоватая. Святая. Бывало, думал: «Если к ней идти – придешь туда. Вот, прийти бы… и поклониться вместе с пастухами Рождеству! Он – в яслях, в маленькой кормушке, как в конюшне… Только не дойдешь, мороз, замерзнешь!
И. Шмелев. "Лето Господне"
Закончен длиннющий 40 - дневный пост. Но на за утку и индюшку сразу садится нельзя. Нужно довольствоваться взваром.
Взвар - в общем-то, просто компот из сушеных фруктов: яблок, груш, слив, изюма, вишен...
Теперь в храм, на службу.
Всенощная.
Правила проведения торжественной рождественской службы были установлены еще в IV веке. И одну из первых служб, наверное, служили в Храме Рождества в Вифлеме. Это случилось в правление императора Константина, принявшего крещение и сделавшего христианство главной, религией в своем государстве.
Его мать Елена возвела в Вифлееме храм Рождества. Над той самой пещерой, где родился Спаситель.
Сочиво.
Праздник катится своим чередом. После службы можно подкрепиться сочивом или кутьей. Это охлаждённая каша, из пшеницы, ячменя, ржи, гречихи, чечевицы, а позднее и из риса, к которой добавлялся растёртый мак, смешенный с мёдом. Сочиво по преданию, готовится в подражание посту пророка Даниила и трёх отроков, они отказались вкушать яства со стола языческого царя и ели семена. От названия этого блюда и вечер называется сочельником. Перед непосредственным началом трапезы у икон зажигаются лампадки, ставятся свечи и вслух читаются молитвы. Угощение в Рождественский Сочельник, даже в самой бедной семье было обильным, поэтому и назывался Сочельник – «щедрым вечером» или «богатой кутьёй», которая и была основным блюдом.
Колядки.
« С Рождеством!» - говорят друг другу христиане уже более двух тысяч лет. Славит Бога Воинство ангелов, славят Бога люди на земле. Первыми это сделали пастухи. Отсюда традиция колядок.
На Руси обычно отдельно колядовали молодые девушки и парни, отдельно дети до 12 лет. Дети носили с собой самодельный маленький вертеп- ясли, и с помощью кукол разыгрывали целые представления. Хозяева благодарили, угощали заранее припасенными сластями, в том числе и "козюльками" - выпеченными из пресного теста фигурками коз, коров, оленей.
"Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков... Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только вместе с степенными отцами оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! и еще белее казался свет месяца от блеска снега."
Н. Гоголь. "Ночь перед Рождеством"
Решится на колядование не просто. Но молодежь уже иногда колядует. А "старикам" прямая дорога за стол.
Рождественская трапеза.
Конец 40 - дневного поста отмечался весьма пышно. Причем, начинали готовиться загодя.
Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. Увидишь, что мороженых свиней подвозят, – скоро и Рождество. Шесть недель постились, ели рыбу. Кто побогаче – белугу, осетрину, судачка, наважку; победней – селедку, сомовину, леща… У нас, в России, всякой рыбы много. Зато на Рождество – свинину, все. В мясных, бывало, до потолка навалят, словно бревна, – мороженые свиньи. Окорока обрублены, к засолу. Так и лежат, рядами, – разводы розовые видно, снежком запорошило.
Везут свинину, поросят, гусей, индюшек, – «пылкого морозу». Рябчик идет, сибирский, тетерев-глухарь… Знаешь – рябчик? Пестренький такой, рябой… – ну, рябчик! С голубя, пожалуй, будет. Называется – дичь, лесная птица. Питается рябиной, клюквой, можжевелкой. А на вкус, брат!.. Здесь редко видишь, а у нас – обозами тянули. Все распродадут, и сани, и лошадей, закупят красного товару, ситцу, – и домой, чугунной. Чугунка? А железная дорога. Выгодней в Москву обозом: свой овес-то, и лошади к продаже, своих заводов, с косяков степных.
Перед свининой – поросячий ряд, на версту. А там – гусиный, куриный, утка, глухари-тетерьки, рябчик… Прямо из саней торговля. И без весов, поштучно больше. Широка Россия, – без весов, на глаз.
Богатый стол после Всенощной должен был иметь 12 символических блюд.
Пахнет мясными пирогами, жирными щами со свининой, гусем и поросенком с кашей... после поста так сладко. Это густые запахи Рождества, домашние.
И. Шмелев. "Лето Господне"
А кроме того на столе: бараний бок, буженина, потроха, вяленая говядина, домашняя колбаса. Главное украшение стола - жареный поросенок. Это своеобразная рождественская жертва. Ему в вину ставится поведение свиньи у колыбели младенца Христа: она громко хрюкала, не давая младенцу спать, а потом уколола щетинкой.
Иногда поросенка заменяли гусем, уткой или индюшкой. А раньше это были дрофы, лебеди, а кое - где и павлины. Гуся иногда "гримировали" под благородного лебедя: золотили клюв и лапы, украшали перьями и фруктами.
За рождественским столом обычно поднимался заздравный кубок. Хотя церковь не одобряла этого. Начиналось все с медов и сбитней. Продолжилось водками, шампанским, грогом, жженкой, наливками. Наверное, тост с пожеланиями счастья и здоровья не помешает, главное не забыть о сути праздника.
Дары волхвов.
В эту ночь Земля была в волненьи:
Блеск большой диковинной звезды
Ослепил вдруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады.
А в пустыне наблюдали львицы,
Как, дарами дивными полны,
Двигались безшумно колесницы,
Важно шли верблюды и слоны.
И в челе большого каравана,
Устремивши взоры в небосклон,
Три царя в затейливых тюрбанах
Ехали к кому-то на поклон.
А в пещере, где всю ночь не гасли
Факелы, мигая и чадя,
Там ягнята увидали в яслях
Спящее прекрасное Дитя.
В эту ночь вся тварь была в волненьи,
Пели птицы в полуночной мгле,
Возвещая всем благоволенье,
Наступленье мира на земле.
А. Хомяков.
Они принесли Иисусу золото, ладан и смирну. Золото – в знак того, что родился царь земной, потомок царя Давида, ладан – в знак того, что родился царь небесный, смирну – душистую смолу, которой натирали умерших – в знак того, что смертен Иисус и уязвим.
В память о дарах волхвов мы кладем детям под елку подарки. Рождество - самый "детский" христианский праздник. Дети в центре внимания, в центре торжеств, для них устраивается елка.
Лиле достался бумажный фартук с карманчиками. Она надела его. Щеки ее разгорелись, как яблоки, губы были измазаны шоколадом. Она все время смеялась, посматривая на огромную куклу, сидящую под елкой на корзинке с кукольным приданым.
Там же под елкой лежали бумажные пакеты с подарками для мальчиков и девочек, завернутые в разноцветные платки. Виктор получил полк солдат с пушками и палатками. Никита — кожаное настоящее седло, уздечку и хлыст.
А. Толстой "Детство Никиты".
Утром праздник продолжится новыми подарками под елкой, зимними прогулками, визгом льда под коньками на катке, скрипом снега под лыжными полозьями. Начнутся Святки.