Разделяет людей не раса, не национальность, не вероисповедание, не язык, не пол, не возраст. Все эти препятствия преодолеваются терпимостью, эмпатией, любовью, совместной созидательной деятельностью. Реально людей разъединяет биологическая потребность доминирования, порождающая стремление к власти, престижу, славе, богатству, и переходящая у отдельных индивидов в девиацию. Именно такие индивиды оказываются более мотивированными и конкурентными в борьбе за карьерные лифты, активно участвуют в формировании элиты общества и в принятии решений, влияющих на судьбы миллионов.
Потребность доминирования является естественным следствием эволюционного развития человека разумного как социального вида. В древние времена она позволяла небольшим человеческим сообществам выстраивать социальные структуры, наиболее эффективные для совместного выживания. Мозг наших предков развивался в значительной степени благодаря необходимости решать сложные задачи социального взаимодействия.
Десятки миллионов лет эволюции, миллионы поколений приматов и гоминид — достаточный срок, чтобы паттерны поведения закрепились в строении центральной нервной системы. В сравнении с этим столетия или даже тысячелетия цивилизационного развития — срок совершенно ничтожный.
В наше время, когда человечество защитило себя технологиями, доминирование утрачивает свою биологическую роль и всё меньше влияет на воспроизводство. Как рудиментарное свойство, оно обречено на деградацию, которая, однако, может затянуться на тысячи поколений.
Девиация доминантности — это аномально сильная потребность доминирования, опасная для общества. Она вызывает жадность, зависть, ненависть, приводит к конфликтам и вражде, толкает людей на обман, подлость, агрессию. Поражая элиты и центры принятия решений, она принимает системный характер и может препятствовать цивилизационному развитию. Понимая рудиментарную животную природу доминантности, человек цивилизованный способен брать эту потребность под контроль и перенаправлять на достижение успеха в созидательной деятельности. Скорость развития цивилизации обязывает нас работать над собой, выгоняя из себя зверя сознательно и намного быстрее, чем это может сделать сама природа.
Биологическая сингулярность незаметно наступила в ХХ-м веке или несколько раньше. Мы её пропустили, не оценили и вовремя не отрефлексировали. Это произошло в тот момент, когда скорость научно-технического прогресса превысила естественную скорость адаптивного эволюционного развития нашего мозга.
Мир, который мы для себя построили, настоятельно требует от нас цивилизационного мышления, большей ответственности за принимаемые решения, большей эмпатии и самоконтроля. Мы создали слишком много технологий, способных наносить вред. Слишком мощных, но столь необходимых для развития цивилизации. Невозможно ни запретить их, ни остановить их распространение и совершенствование. Вред, наносимый технологиями, может быть неочевидным, непредвиденным, до поры незаметным или отложенным.
Принимая решения, мы всё чаще должны учитывать, какие риски и возможности они несут для окружающих людей и для будущих поколений. При этом наша психика остаётся на уровне социального животного, выживающего в стае или племени. Мы чаще озабочены нашими корыстными интересами, отношениями доминантности и тем, какие риски и возможности несут окружающие лично для нас. С цивилизационной точки зрения такое мышление не просто архаично. Оно становится опасным, поскольку всё большее число людей участвуют в принятии решений, в создании и использовании технологий, способных менять окружающую нас социальную и природную среду.
Основное цивилизационное противоречие заключается в том, что человеческая цивилизация эволюционирует намного быстрее, чем сам человек. Эра ускоренного научно-технического развития человечества уже наступила, но наш мозг всё ещё выстраивает социальные отношения по звериному образцу. Мы всё ещё получаем удовлетворение от доминирования над сородичами, даже будучи полностью удовлетворёнными личным комфортом и безопасностью. Мы уже способны получать удовлетворение от собственной цивилизованности — от труда, знаний, культуры, эмпатии, красоты окружающего мира. Но пока не все, не всегда, и не в полной мере.
Остаётся надеяться на индивидуальный и коллективный разум, сознательный общечеловеческий выбор в пользу цивилизационного развития. Этот выбор потребует от нас цивилизационного мышления, изменения целеполагания и принципов принятия решений, повлечёт за собой изменения в социальной жизни, экономике и политике.
Подытожим
Зло, на которое наталкивается развитие человеческой цивилизации, находится в нас самих. Это наша звериная потребность доминирования, доставшаяся нам в результате миллионов лет эволюции человека как социального животного. Девиация доминантности в сочетании с мощью современных технологий создаёт многочисленные риски самоуничтожения цивилизации. Цивилизационная идеология предлагает медленный, но верный путь к устранению этой экзистенциальной опасности. Об этом — в следующих частях манифеста.
Манифест цивилизационной идеологии
Часть 1: система ценностей
Часть 2: биология добра и зла
Часть 3: психология добра и зла
Часть 4: социология добра и зла
Часть 5: политэкономия добра и зла
В следующих публикациях — оценка многих явлений нашей жизни с позиций цивилизационной идеологии.
Канал создан ради общественного обсуждения и совместного поиска смыслов. Ради ваших комментариев!
#идеология #цивилизационная идеология #система ценностей #социокультурная эволюция #социобиология #эволюция человека