<<ЧАСТЬ ПЕРВАЯ <<ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Начала я свою работу в недвижимости еще за долго до того, как появилось магическое слово «приватизация». Сначала деньги зарабатывались на Львином мостике и в Горжилобмене на Ефимова 4. Люди топчутся на месте и каждый тихо говорит, предлагает свой товар: «сдам комнату», «сдам квартиру», «брак», «очередь».
Сдача жилья это всем понятно. А вот «Брак» - это продажа комнаты или квартиры. Вы думаете в советское время не было рынка жилья. Был. Был всегда, но другой. Можно было вступить в брак, супруг прописывался в жилую площадь, а через полгода оформляли развод, и продавец выписывался из квартиры.
Деньги отдавали в два этапа. Первую сумму, когда подавали паспорт новобрачного на прописку, вторую - когда получали паспорт с выписки, бывшего супруга. Это было вполне легально и добропорядочно.
Если вы меняли свою площадь на другую, договорившись с соседом или маклер вам нашел обмен, то закон позволял вернуть обменённую квартиру себе, если что-то не понравилось, в течении 6 месяцев. По аналогии, что бы не признали брак притворным, ждали шесть месяцев, только потом разводились и отдавали вторую часть денег.
Была и другая схема более простая и более криминальная, но все о ней знали, и она тоже работала. Не на Львином мостике, а среди «своих». В этот круг «своих» входила небольшая группа маклеров и некоторые инспектора горжилобмена. Схема называлась: «без просмотра». Когда ни будь я расскажу о ней отдельно. Была у меня одна интересная история. Обычно на десять будничных рутинных обменов случается, и парочка запоминающихся. Обязательно расскажу.
Схема «Очередь» была интересной. Вот, например, стоите вы в очереди на кооперативную квартиру. Да, в то далекое время даже за собственные деньги квартиру без очереди было не купить.
Живете вы в двухкомнатной квартире 29 кв.м. жилой площади 5 человек. На бесплатную очередь вас не поставят. Так как у вас в излишках 1.5 метра кв. Чтобы поставили на очередь на получение квартиры должно быть менее 5.5 м.кв. на человека, а у вас 29 кв.м. –хорошо живете, не нуждаетесь. Значит очередь, но квартиру надо купить за деньги.
Стоите вы так лет 5, ждете свой кооператив. Кооператив - так назывались кооперативные квартиры, а вовсе не бригада халтурщиков. За это время ваша бабушка возьми, да и умри. И станет у вас более 7 кв. метров на человека. Вот вам и все - бесполезно ждали. Кооперативная квартира вам больше не положена.
Тогда нужно срочно увеличить количество членов семьи. А дом, в котором вам обещали квартиру, уже строится. Выдача ордеров будет через год, а то и раньше. Тогда две семейные пары бегут в ЗАГС расторгают брак и создают новые семьи. Теперь вместо одной семьи из трех поколений: бабушка, мама, папа, сын и дочь живут мама с новым мужем и двумя детьми, и папа с новой женой. Ордер они делят. Папа с новой женой получает ордер на маленькую комнату, а мама с детьми и новым мужем на большую комнату. Так случилось, одна семья распалась, две семьи создались, а чтобы у инспекторов не появлялось лишних вопросов, некоторые маклеры перед получением ордеров поздравляют некоторых инспекторов с очередным праздником. Благо в Союзе праздники отмечались каждый месяц, а то и чаще, всегда повод есть.
Этих схем было масса. Попасть в закрытую группу маклеров не просто. Заниматься обменами это пожалуйста, а вот пройти по схемам, это надо, чтобы был свой человек.
Была у каждого маклера огромная база квартир, которые ждали обмена и под каждым адресом стояла надпись: квартира от «Саши – борода» и номер телефона какого ни будь Коли или «квартира у Лены с Веселого записана в зеленной тетради в марте» и телефон Маши. Это означало, что надо позвонить по телефону к той Маше с которой ты лично знакома, сказать, что она тебе предлагала квартиру, которая есть у Лены с Веселого, а эта квартира у Лены записана в зеленной тетрадке и обратились к ней люди за обменом в марте. Звонок к маклеру в 2 часа ночи не считался бестактным.
Поэтому уложив в 22:00 своих детей спать я спокойно достала заветные тетрадки и начала обзванивать друзей, с просьбой обзвонить своих друзей, чтобы сообщить что срочно продается квартира по бросовой цене, так как хозяин попал на деньги. С друзьями –коллегами сразу оговариваем их комиссию, с учетом интереса их друзей. В заветных тетрадках появляются надписи о том, к кому звонить и по поводу чьей квартиры.
Утром в шесть тридцать я звоню Никите. Он дважды бросает трубку, дважды я слышу отборный мат. С третьего звонка Никита просыпается в 7:00 мы у парадной встречаем покупателя с маклером. В 15:00 мы у нотариуса подписываем договор купли-продажи квартиры, проверяем количество и качество долларов. Никита и Илья крепко с двух сторон прижимаются к покупателю в кармане, которого лежат заветные американские деньги.
За восемь часов из Сашиной квартиры вывезена вся мебель, полы подметены и остается только предъявить покупателю работу телефона, после чего аппарат отсоединяется от проводков и вручается Саше. К 16:00 мы все дружной толпой входим в жилконтору, чтобы снять с прописки бывшего хозяина. Выписка происходит обычно от недели до 10 дней, это уже как повезет, но не для маклера. Батончик Марс, жвачка, и другие прелести американской жизни помогают снять с прописки Сашу приблизительно за час- или два. За это время Саша пишет лично мне расписку, что он получил деньги, претензий к покупателю и агенту, нет. Потом, я забираю все деньги и говорю, что сама отдам их пострадавшему «реальному мужику».
Никита возмущен, взбешен. Он обещает посадить на перо меня и всю мою семью, потом вспоминает, что он мне еще вчера сдал своего десятника, чертыхается, плюет под ноги, но ведет меня в кафе. Там темно, накурено. Саша подтверждает, что именно этому продал свою машину. Я при свидетелях вручаю деньги. Мне дают слово, что конфликт улажен. Можно не сомневаться это слово никто не нарушит. Саше, что-то еще без меня говорят. Я не ухожу, просто стою в сторонке. На меня оглядываются, еще минута и Сашу отпускают. Он подходит ко мне
- Как ты это сделала? Пойдем скорее, а то я сейчас еще за что-то буду должен. Интересно, что из того, что случилось сегодня он имел ввиду задавая вопрос? Спрошу, как только отойдем подальше. Мы выходим из кафе. Саша резко поворачивает направо и не прощаясь убегает за здание кафе. Больше я Сашу не видела.
КОНЕЦ
<<ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
<<ЧАСТЬ ВТОРАЯ