Признак современности – мобильность и скорость, без которых выжить в этом полубредовом мире очень трудно. Соответственно, нужно быть активным, моторным,и т. д. А такое дано далеко не каждому даже молодому индивидууму, не говоря уж о гражданах преклонных лет и тем более «серебряному» поколению! Это небольшое вступление посвящено тому, чем в полной мере обладал первый советский родстер ЗИС-Спорт, порадовавший своих молодых создателей еще в 1938 году – т. е. оригинальности, свежести взгляда и поразительным для своего времени скоростным качествам.
Родстер на базе лимузина – это реальность!
Полное название этого купе ЗИС-101А-Спорт говорит о том, что создан он был на базе самого передового советского лимузина 30-х годов. Следы этой довоенной модели зеленого цвета давным-давно утеряны,остались лишь легенды да чертежи на белом ватмане. Скорее всего, бурный поток истории унес этого красавца на свалку металлолома, как и основную массу прототипов не только СССР. И очень жаль, потому что настолько неординарных машин в советской стране было мало.
Создали ЗИС-101А-Спорт всего 4 инженера двухименного завода – ведь ЗИС вполне логично был переименован в ЗИЛ. Причем они не предполагали, что это будет первая и последняя модель собственной разработки. У машины пришлось кардинально переработать не только базовую подвеску, но и 8-цилиндровый двигатель, мощность которого была увеличена с 90 до 140 «лошадей».Если хорошенько поразмыслить, то попытаться сделать из почти 6-метрового лимузина настоящий спорт-кар мог только сумасшедший конструктор. Или комсомолец той поры, по-настоящему верящий в светлое советское будущее!
Технические параметры
Тип – спортивный автомобиль, родстер
ДВС –бензиновый, рабочий объем 6060 см3. Паспортная мощность – 141 л./с, макс. обороты – 3200/мин.
Коробка передач – трехступенчатая «механика»
Компоновка: заднеприводная, переднемоторная
Колесная формула – 4х2
Габариты: длина – 5,75 м, ширина – 1,9 м
Максимальная скорость – 163,4 км/ч
В чем оригинальность?
ЗИС-Спорт со стороны выглядел очень необычно в сравнении с не только советскими автомобиля. В дизайне кузова явно угадывались американские мотивы, однако обвинить в плагиаторстве создателей машины было нельзя – экстерьер вобрал в себя многие заатлантические идеи,но не был скопирован с конкретной модели.
Вдобавок сегодня кажется, что отечественный спорткар, способный еще до ВОВ развить скорость до 162 км/ч – а конструкторы были полностью уверены, что и 180 км/ч ему далеко не предел – это вообще мем. Или легенда, как хотите. Но такой двухместный купейник действительно существовал, хотя и сделал лишь несколько «парадных» выездов. Причем прототип все-таки оставил небольшой след в советском автомобилестроении, так как на некоторые партии двигателей для ЗИС-101А начиная с 1940 года начали устанавливать алюминиевые головки блока цилиндров,разработанные при создании родстера. Правда, это были уже не 140 л. с., а 110.
PS: Спорткар был настоящим прорывом, развиться которому не дала наступившая война. А скорее всего, он был слишком современным и трудозатратным для серийного производства. Что касается создавших его специалистов, то все они автомобилями впоследствии не занимались – кто-то ушел в ракетостроение, кто-то в разработку технологической оснастки для ЗИС. Но результат их совместного творчества достоин удивления и уважения!