Найти тему
Авто Энциклопедия

Броня крепка, и ЗИСы наши быстры. Автомобиль для партийной элиты СССР

Создание бронированного автомобиля высшего класса ЗИС-115 началось еще в 1943 году по личному приказу Сталина, но эх-прокатиться на этой машине со спецзащитой вождь всех народов смог только в 1949-м. Всего собрали 56 экземпляров, поступивших в Гараж особого назначения (ГОН) Кремля наравне с«гражданскими» версиями, лимузинамиЗИС-110, имевшими такой же внешний вид. Примечательно, что из ВИП-гаража последний «115-й» списали не так уж и давно, в середине 90-х.

-2

Авиационная, танковая и прозрачная броня – это вам не шутки

И поагрегатно, и уже в сборе ЗИС-115 считался секретным изделием, поэтому его даже собирали отдельно от 110-х в спеццехе завода имени сами понимаете кого.Бронекорпус производился в Подольске. Но сложное дело требовало много времени. Например, до окончательного утверждения новой модели было обкатано несколько прототипов модели, от приемки которых в ГОНе отказались – уж слишком тяжелыми были «броневички». Хотя, скорее всего, приемку не одобрил сам Сталин. И только когда 6-местный лимузин потерял в массе 400 кг, он пошел в массово-партийную серию. Впрочем, о массовости – это для красного словца, так как было произведено всего 56 экземпляров спецверсии машины.

-3

Броневой пояс.Именно повышенная защита стала главной головной болью советских конструкторов. Разрабатывая пояс безопасности ЗИС-115, они заново просчитали буквально все кузовные параметры базового ЗИС-110. Ведь места для толстенных листов из авиационной брони, применявшейся в штурмовиках ИЛ-2, хотя и хватало, но из-за них существенно снижалось внутреннее пространство в салоне. Кроме того, пришлось усилить стойки крыши – она тоже была непростая. С защитой оперения, как и крыльев с капотом, пришлось повозиться поменьше, поскольку они позволяли встраивать бронелисты толщиной до 8 мм.

Защита днища. Нижняя часть спецмашины сваривалась из танковой брони. Считалось, что 3-миллиметровые листы обязательно выдержат разрыв гранаты РГД-33.

Прозрачная броня.Стекла у автомобиля для Сталина тоже отличались повышенной живучестью. Общий вес комплекта приближался к 300 кг (!), и подобно стальной броне, прозрачная спасала пассажиров при выстреле из оружия с винтовочной пулей 6,7 калибра с расстояния в 25 метров. Для сравнения: у американского «Паккарда» безопасность гарантировалась при выстреле с 50 м. Особенность бронестекла «Триплекс» – так назывался материл, разработанный в специнституте – состояла еще и в том, что при попадании пули в лобовое стекло в зоне водителя этот материал трескался, выводя из зоны видимости пассажиров.

-4

Советский стандарт для мировых ВИП-авто

Созданный во время Второй мировой и в послевоенный период ЗИС-115, подобно базовым ЗИС-100, выпускался до 1955 года. Причем бронированная версия до сих пор считается наиболее защищенным ВИП-автомобилем на планете. По крайней мере, для своего времени. И с этим трудно не согласиться. Ведь инновационный принцип капсульного бронирования, примененный в «115-м» полвека назад, до сих пор остается стандартом для ВИП-авто.

Некоторые историки утверждают, еще в начале 30-х годов И. Сталин на очередном заседании Политбюро заявил: разъезжая на иностранных автомобилях, руководство страны подает плохой пример и так не особо сознательному населению. Вот только пересесть с бронированного «Паккарда» на советский аналог не получилось бы, таких машин у нас тогда не делали. Но потом сделали. И еще как сделали!

Авто
5,66 млн интересуются