Найти тему

Спаситель Господь Иисус Христос и закон Любви

Свои противопоставления в нагорной проповеди Спаситель заключает преподанием новой в отношении к ветхозаветному учению заповеди:

«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего».

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (Мф. 5, 43 – 47).

Эту заповедь о любви к ближнему Спаситель Сам называет новою:

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Иоанн, 13, 34).

Святые отцы называют ее новою в сравнении с Моисеевым законом уже потому, что ветхий закон учил любить ближнего, а Господь требует любви к врагам.

Поскольку приводимые слова о ненависти к врагу в таком виде не содержатся в ветхом законе, необходимо решить вопрос: учение о ненависти к врагам содержится в Моисеевом законе или оно является плодом лишь его толкования еврейскими учителями? Цитируемые Господом слова полностью звучат так:

«не враждуй на брата твоего в сердце твоем и не мсти; обличи ближнего твоего и не понесешь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего своего, как самого себя. Я – Господь Бог ваш» (Лев. 19, 17 – 18).

Как видно из приведенной цитаты, часть использованного Христом изречения «люби ближнего твоего» соответствует древнему постановлению, однако другая часть «ненавидь врага твоего» не содержится в Ветхом Завете.

Приведенные Господом слова о ненависти ко врагу заставляют думать, что в ветхом законе содержатся постановления о ненависти к личным врагам. Однако совершенно противоположное читаем в кн. Исход:

«Если найдешь вола врага твоего или осла его заблудившегося, то приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его и развьючь вместе с ним» (Исх. 23, 4 и 5).

Заповеди о ненависти к врагу «нет ни в законе Моисеевом, ни у пророков». Из этого следует, что цитируемые Господом слова о ненависти ко врагу являются плодом толкования Закона книжниками и фарисеями. На эту же мысль указывает отсутствие в предваряющей выдержку фразе «вы слышали, что сказано», слова «древним», аналогично, как и в случае с учением о возмездии. Отсутствие этого слова указывает, что Спаситель Сам не видел в словах «ненавидь врага твоего» какой-либо заповеди Моисеева закона.

-2

Таким образом, только первая часть цитируемого Господом изречения совпадает с постановлением ветхого закона. Из этого следует, что Христос приводит как предписание Моисеева закона, так и толкование еврейских учителей. Но стал бы Господь цитировать Пятокнижие, «приводя слова о ненависти к врагам, если бы книжническое и фарисейское учение о ней не стремилось опираться на Моисеев закон и не находило в нем никакого основания?». Без сомнения, Господь, говоря о ненависти ко врагам, поэтому и сослался на вышеприведенное место из кн. Левит, что еврейские учителя по-своему объясняли его и что это толкование их находило для себя некоторую слабую опору в Моисеевом законе. Действительно, в ветхом законе можно найти места, которые книжники и фарисеи могли использовать для подкрепления своего лживого учения о необходимости ненавидеть врага, особенно если он иноплеменник.

Так, вдове, оставшейся бездетной по смерти супруга, предписывалось Моисеевым законом плюнуть в лицо и осрамить ее деверя, если он не хотел взять ее в жены (Вт. 25, 5 - 10). При чтении этого постановления приходишь к выводу, что вдовам внушалось относиться к своим деверям как ко врагам, а не испытывать к ним чувства любви.

В псалмах Давида (например, 48, 5 и 23 - 29) также можно найти некоторую опору для учения книжников и фарисеев.

Но еще более придают силу измышлениям еврейских учителей постановления ветхого закона об отношении к иноплеменникам. Понятие о ближнем часто отождествляется в нем с понятием о брате, то есть еврее (Втор. 15, 2). Иноземец же прямо называется «не братом» еврею (Вт. 17, 15). В связи с этим естественно, что Моисеев закон устанавливал совершенно другое отношение еврея к иноплеменнику, нежели еврея к еврею. Так, если еврею запрещается давать деньги брату (то есть еврею) в рост, то давать в рост иноплеменнику позволялось (Вт. 33, 19–20). В юбилейный год прощавшийся долг еврея еврею не прощался иноплеменнику (Вт. 15, 2–3). Моисей повелевал отдавать и продавать иноземцу мертвечину (Вт. 14, 21). Также евреи, истолковывая по-своему некоторые постановления ветхого закона, дошли до приравнивания иноземцев ко псам, как это видно из беседы Христа с хананеянкой (Мф. 15, 22-28).

Таким образом, очевидно, что учение книжников об отношении к врагам имело под собой некоторое основание в ветхозаветном кодексе. Из этого следует, что Спаситель, приводя воззрение еврейских учителей, имел в виду Моисеев закон, поскольку он в определенном отношении послужил появлению такого учения. Как пришедший дать человеку новый нравственный закон, Христос направлял Свои заповеди против тех постановлений ветхого закона, которые порождали нравственное учение, подлежавшее отмене. «В действительности оказывается, что Иисус Христос останавливался на этом воззрении лишь по причине косвенного отражения в нем некоторых идей ветхозаветного закона».

В чем же заключается превосходство заповеди Спасителя над ветхозаветной заповедью о любви к ближнему? Евфимий Зигабен называет заповедь о любви к врагам «венцем и вершиною всякой добродетели».

-3

Ветхий закон заповедь о любви предлагал в несовершенном виде. Так заповеди десятословия предписывают осуществлять любовь к ближним в недопущении их убийства, обкрадывания и нанесения другого вреда ближнему. Если выйти за рамки Пятокнижия и обратиться к другим книгам Ветхого Завета, то и в них не удается найти той совершенной заповеди о любви к ближним, которую преподает Спаситель. В них говорится, что любовь к ближним должна проявляться в благотворительности бедным и нищим (Пр.Сол.11,25-26), восхваляется раздача имущества бедным (Пс.121,9 и 2) в надежде, что раздавший снова приобретет богатство, но встречаются и такие:

«Сын мой! Не живи жизнью нищенской, лучше умереть, чем просить милостыню» (Сир.40,29).

Любовь же, проповедуемая Христом, научает нас не только отдать все имущество ближним, но и душой своей пожертвовать ради их блага (Ин. 15, 13).

Что же касается любви к врагам, заповеданной Богочеловеком, то в ветхом законе мы ее попросту не найдем. В этом видится основное превосходство новой заповеди Спасителя над ветхой. Епископ Михаил (Лузин) отмечает несравненную высоту и совершенство новой заповеди:

«Любовь ко врагам есть столь высокая и духовная добродетель, столь великое торжество над требованиями поврежденной природы человеческой, что для достижения ее нужно возродиться в новую благодатную жизнь и таким образом сделаться благодатным сыном Отца небесного» .

Святитель Иоанн Златоуст, также говоря о высоте заповеди Спасителя, подчеркивает и ее новизну в сравнении с постановлениями ветхого закона:

«Но если тщательно рассмотрим слова Спасителя, то увидим, что в них заключается новое предписание, гораздо еще высшее. В самом деле, Он повелевает не только любить врагов, но и молиться за них. Видишь ли, на какие восшел Он степени и как поставил нас на самый верх добродетели».

Заповедь Христа затрагивает глубины нашего духа, касается самого «я» нашего, и требует, чтобы христиане жили одною любовью во Христе, не зная никаких границ в самопожертвовании ради истинного духовного и материального блага других людей, кто бы они ни были. Заповедь Спасителя повелевает любить врага, действия которого наносят нам вред, то есть «желать добра ему самому, не платить злом за зло, помогать ему в нуждах». Кроме того, и что еще более трудно – христианам предписывается молиться за своих обидчиков.

«Трудна, едва ли не труднее все подвигов добродетель – любить врагов, благословлять их и молиться за них, но зато она столь высока и духовна, что достигший ее становится ближайшим к Богу».

Такая заповедь – поистине, возвышеннейшее и дотоле неслыханное слово, возвещенное человеческому роду.

Рассмотрев отношение Христа Спасителя к частным предписаниям ветхого закона, мы подтвердили, что, исполняя пророческие предсказания, Иисус Христос явился новым нравственным законодателем, восполнившим и доведшим до совершенства ветхозаветные постановления. На фундаменте ветхого закона, отбрасывая то, что имело временное значение, Он основывает Свое новозаветное учение, предназначенное для чад истинного и благодатного Царства Правды. Для всех времен и народов Он преподносит новые, возвышенные заповеди, которых не знал Ветхий Завет.

Позитивный Батюшка. Священник Антоний Русакевич

В любой удобный мессенджер вы всегда можете написать записки о молитве или задать вопрос батюшке.

Храм апостола Луки г. Тверь (при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А)