Найти в Дзене

Заключат ли Россия и Япония мирный договор в 2022 году?

Как известно, все последние годы Токио пытается отжать четыре острова южной Курильской гряды (один из них – это группа необитаемых островов), ссылаясь то на декларацию 1956 года, то на Симодский трактат, то на что-то ещё. И нет, наши страны не находятся в состоянии войны ни реально, ни формально – война была прекращена, а дипломатические отношения установлены по договору середины прошлого века, который, как я помню, ратифицировали парламенты обеих стран. Хрущев сделал некий шаг доброй воли (а, как по мне - глупость) и посулил Японии два острова. Однако, американцы, не будь дураки, пригрозили японцам, что не вернут им оккупированную Окинаву, если между СССР и Японией будет окончательно подписан тот договор. В общем, не знаю, изменилось ли что-нибудь, если бы Хрущев не предложил те два острова, или нет, но сегодня имеем то, что имеем – власти Японии годами вещают о том, что им должны вернуть несколько островов южной Курильской гряды. Иначе, дескать, никаких «мирных договоров» заключать н

Как известно, все последние годы Токио пытается отжать четыре острова южной Курильской гряды (один из них – это группа необитаемых островов), ссылаясь то на декларацию 1956 года, то на Симодский трактат, то на что-то ещё. И нет, наши страны не находятся в состоянии войны ни реально, ни формально – война была прекращена, а дипломатические отношения установлены по договору середины прошлого века, который, как я помню, ратифицировали парламенты обеих стран.

Президент России Владимир Путин и бывший премьер-министр Синдзо Абэ. А сразу за Абэ - нынешний лидер Японии Фумио Кисида (в кабмине Абэ он был главой МИД).
Президент России Владимир Путин и бывший премьер-министр Синдзо Абэ. А сразу за Абэ - нынешний лидер Японии Фумио Кисида (в кабмине Абэ он был главой МИД).

Хрущев сделал некий шаг доброй воли (а, как по мне - глупость) и посулил Японии два острова. Однако, американцы, не будь дураки, пригрозили японцам, что не вернут им оккупированную Окинаву, если между СССР и Японией будет окончательно подписан тот договор.

В общем, не знаю, изменилось ли что-нибудь, если бы Хрущев не предложил те два острова, или нет, но сегодня имеем то, что имеем – власти Японии годами вещают о том, что им должны вернуть несколько островов южной Курильской гряды. Иначе, дескать, никаких «мирных договоров» заключать не будут.

В этом плане на видимые уступки пошёл Абэ. Хотя, как по мне, это тоже была именно видимость, поскольку он милостиво согласился принять два острова, а двух других - оставить на потом. Но, так или иначе, нынешняя администрация Кисиды даже от этой риторики отказалась и требует всё и сразу.

Смогут ли наши страны прийти к некому соглашению по данному вопросы? Вряд ли. Уж слишком разительно отличаются позиции. В прошлом году были приняты поправки к Конституции России, запрещающие отчуждение территорий. Но даже если бы этого не было сделано, в Москве не могут не понимать, что сдача этих островов пахнет пересмотром итогов Второй мировой, со всеми вытекающими последствиями. Не говоря уж о военном и других аспектах. Поэтому, вряд ли в здравом уме кто-то на это пойдет. В особенности с учетом эфемерности предполагаемых выгод.

Руководство России часто упрекали за то, что оно продолжало использовать понятие «мирного договора» в своей риторике – дескать, мы готовы продолжить переговоры, вплоть до заключения мирного договора. А значит, делали вывод комментаторы, и вопрос островов как бы не до конца решён. Однако, мне видится, что тот же Путин просто таким образом фиксировал статус-кво. Дескать, да, мы готовы к дальнейшим переговорам, но с учетом поправок к Конституции (т.е. фиг вам, а не острова). «Пишите нам, пишите. А мы прочтем, прочтем!».

Кстати, интересно, что в своем новогоднем поздравлении премьер-министра Японии (в числе других глав государств) Фумио Кисиды Путин уже вообще не упоминает пресловутый мирный договор.

И мне кажется, что это правильно. Необходимо расставить акценты в данном вопросе. Нам нет нужды мириться с Японией – она была агрессором во Второй мировой, проиграла, ее действия были осуждены по итогам различных трибуналов. Наименования играют значительную роль. Хватит говорить о «мирном договоре», пора начать говорить, например, о договоре «о дружбе и сотрудничестве».

Я не юрист. Поэтому не могу точно сказать, как это следует оформлять с юридической точки зрения. Полагаю, что соответствующие структуры разберутся. Но стратегически подход должен быть именно таким – необходимо четко дать понять нашим японским соседям, что сдачи территорий не будет. И нет смысла пережевывать почти 70-летнюю жевачку «мирного договора». Если японцы готовы к дальнейшему продвижению дипломатических отношений – хорошо. Если не готовы – значит придется зафиксировать текущий статус-кво. Но никакой сдачи российских интересов быть не должно.