Добрый день. Говоря о прыжках, многооборотных прыжках, известно, что Александра Трусова обладает самыми высокими четверными прыжками в женском катании. По такому параметру её четверным соответствует только четверной тулуп Камилы Валиевой. Но помимо высоты существуют другие разнообразные характеристики прыжков, которые оценивают судьи. Сегодня поговорим об этих характеристиках, на примере исполнения каскадов прыжков.
Почему на примере каскадов? Потому что каскад может содержать в себе не только самый сложный и лучший прыжок, но и каскад сам по себе является полновесным элементом катания, как комплексная совокупность прыжков. Каскад может рассматриваться, как квинтэссенция технически грамотного исполнения прыжков в фигурном катании.
Учебники фигурного катания определяют каскады, как два, или более прыжков, исполненных в немедленной последовательности. Из такой характеристики следует, что время между исполненными прыжками должно быть минимально, что между прыжками не должно быть иных элементов катания, например, шагов. Поэтому техника исполнения каскадов предъявляет фигуристам довольно жёсткие, но понятные принципы. По одному из основных принципов фигурист, исполняя выезд предыдущего прыжка каскада на каком-либо ребре, должен, удерживая скольжение на данном ребре, исполнить следующий прыжок каскада.
Сегодня, согласно правилам, максимально качественно исполненные прыжки, каскады, комбинации прыжков с точки зрения судей должны иметь очень хорошую высоту и длину; визуально лёгкое исполнение, а каскады должны быть исполнены с чётким и ровным ритмом; хорошее отталкивание и приземление; очень хорошее положение тела в прыжке; так же прыжок, каскад, комбинация может предваряться шагами, внезапным, или креативным заходом, и/или прыжок, каскад, комбинация может быть исполнен в музыку.
Давайте посмотрим на примеры каскадов Александры Трусовой. Далее представлены гифки с каскадами в её исполнении, из четверного лутца и тройного тулупа, двумя каскадами из тройного лутца и тройного тулупа.
Каскад из четверного лутца и тройного тулупа
Каскад из тройного лутца и тройного тулупа
Каскад из тройного лутца и тройного тулупа, короткая программа
Из недостатков можно отметить только помарку на приземлении тройного тулупа каскада 3 + 3 произвольной программы. Как видно, все прыжки имеют, кроме отличной высоты, также хорошую длину; прыжки исполнены без видимых значительных усилий, с соблюдением хорошего, ровного ритма, словно каждый прыжок печатается на конвейере; время между прыжками в каскадах малое, но притом вторые прыжки в каскадах исполнены с хорошей скорости, а не с места; соблюдено хорошее положение тела в каждом прыжке; Саша обладает эффектным, пружинистым отталкиванием в прыжки; Саша обычно перед лутцами исполняет шаги, в том числе перед четверным лутцем, среди данных шагов есть сложный шаг чоктау, а конкретно заход на каскад 3 + 3 из короткой программы усложнён корабликом.
Видео с таким ракурсом я выбрал неслучайно, т.к. здесь можно довольно объективно оценить длину прыжков, ритм каскада, положение тела фигуриста во время прыжков, оценить степень визуальной безусильности прыжков. Хотя нужно делать поправку на более дальние от камеры точки катка, где искажение перспективы возрастает по сравнению с более близкими к камере точками.
Посмотрим на качество техники каскадов в исполнении некоторых других фигуристок. Елизавета Туктамышева обладает хорошим ойлерным каскадом. Но редко исполняет классические каскады, где второй прыжок тройной, предпочитая иной раз делать вторым прыжком каскада двойной прыжок. Для примера её каскад из тройного акселя и двойного тулупа.
Каскад из тройного акселя и двойного тулупа
В целом неплохо, но двойной прыжок исполнен низко и без хорошей длины. Есть некоторая потеря темпа при исполнении каскада. Каскад исполнен с дуги и разворота, без иных шагов.
Каскады Камилы Валиевой.
Каскад из четверного тулупа и тройного тулупа
Такой ракурс, т.к. лучшего не нашёл. При хорошей общей длине каскада и отличной высоте первого прыжка, здесь на каскаде Камилы Валиевой явно заметна малая длина и высота второго прыжка относительно каскада. Так же в каскаде есть явная потеря единого ритма, заметная пауза между прыжками, есть видимые усилия при выполнении второго прыжка. Вследствие этих технических огрехов каскад не выполнен как единый чёткий элемент, а в большей степени как комбинация из двух отдельных прыжков. Также есть потеря чёткой оси вращения на втором прыжке. Заход на каскад сделан обычный тулупный, с поворотом тройкой.
Каскад из тройного лутца и тройного тулупа
Хорошая общая длина каскада и первого прыжка. Длина второго прыжка маловата. Каскад исполнен с потерей ритма, заметны натужные движения и пауза между прыжками, потеря визуальной целостности каскада. Перед каскадом сделаны простые шаги и мини-спираль ласточка.
Каскады Анны Щербаковой.
Каскад из тройного флипа и тройного тулупа
Довольно среднее качество исполнения. Хорошая длина первого прыжка. Но второму явно не хватает длины. Второй прыжок сделан с заметным усилием, есть некоторая потеря ритма в каскаде. Заход исполнен с обычных шагов, свойственных флипу, тройка + моухок.
Каскад из тройного лутца и тройного риттбергера
Хорошая высота первого прыжка. Помимо очевидной ошибки на приземлении второго прыжка, есть потеря ритма в каскаде, видимое натужное исполнение второго прыжка, очень малая его длина, т.е. скручен почти на месте, так же сильный наклон оси вращения, что не соответствует хорошему положению тела в прыжке. Каскад исполнен с простых шагов, хотя за несколько десятков метров перед каскадом выполнена комбинация выкрюк + перекидной.
Таким образом, видно, что техника исполнения прыжков и каскадов Александрой Трусовой соответствует очень высокому уровню.
Всего доброго.
#александра трусова #камила валиева #анна щербакова #елизавета туктамышева #фигурное катание