Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Пожары в воздухе

Оглавление

Юрий Николаевич Мамонтов

Лампа пожар
Лампа пожар

Есть несколько аварийных ситуаций, которые сопровождаются сильным стрессом для экипажа летательного аппарата. Одна из них — пожар в воздухе. Пожар может возникнуть по разным причинам. Как правило пожар происходит по причине технических отказов. Пожары происходят на самолётах и вертолётах, на пассажирских и военных, и не всегда удаётся их локализовать в воздухе.

ПОЖАР на Ил-14

Ил-14
Ил-14

Кабина Ил-14
Кабина Ил-14

Экипаж 75 авиационного отряда Сыктывкара выполнял рейсы №301/302 по маршруту Сыктывкар-Воркута-Сыктывкар. Самолёт Ил-14М бортовой номер СССР-52058.

Взлёт в Воркуте произведён 16 февраля 1966 года в 15:30. Погода ПМУ — ясно. Видимость более 10 км. Высота полета 2.100 м. В 16:23 экипаж вышел на связь с диспетчером аэропорта Печора, сообщил условия полета и просил разрешение на пролет зоны. Диспетчер разрешил проход на эшелоне 2.100 м, сообщив удаление 98 км и обратный пеленг 210°. В 16:31 при нажатии кнопки передатчика одним из членов экипажа в приемнике диспетчера и на магнитофонной записи прослушивается звуковая сигнализации пожара на борту самолёта.

В 16:32 экипаж передал: «Правый мотор горит, снижаемся». Диспетчер Печоры : «Рассчитывать к нам посадку». После этого связь с бортом прекратилась. Экипаж оценил обстановку и принял необходимые меры для ликвидации пожара. Экипаж включил противопожарную систему на правом двигателе и доложил на землю. Убедившись, что пожар не прекратился, экипаж принял решение на посадку вне аэродрома на подобранную с воздуха безлесую площадку.

На дальнейшие вызовы экипаж не отвечал. Самолет обнаружен разрушенным и сгоревшим на покрытом глубоким снегом замерзшем болоте близ реки Бол. Вяткина в 40 км севернее аэропорта Печора.

-4

Выяснено, что пожар проходил скоротечно. Горевший правый двигатель отделился в воздухе на высоте 100 м и был обнаружен поисковиками на удалении 50 метров от места падения самолета по линии движения самолёта. После отделения двигателя самолет потерял управление, перешел на крутое пикирование и в 16:35 с правым креном под углом 90 градусов столкнулся с землей. На месте падения обнаружено 26 погибших.

Место падения: Коми АССР, 40 км севернее аэродрома Печора.

Причина пожара была установлена. В двигателе произошло разрушение цилиндров из-за задира поршня, разрушился весь механизм. Через образовавшуюся пробоину на выхлопной коллектор был выброс масла. В результате интенсивного горения прогорело крепление мотогондолы и двигатель вместе с моторамой отделился в воздухе.

По заключению ГОСНИИГА нарушений технологии ремонта, технического обслуживания и правил эксплуатации двигателя, которые могли бы вызвать задир, не было. Задир поршня связан с наличием конструктивного недостатка цилиндро-поршневой группы двигателя АШ-82Т, проявлявшегося на этих двигателях на всем протяжении их эксплуатации. Замечаний к действиям экипажа не было.

Подобная катастрофа произошла с самолётом Ил-12 зимой 1955 года, на Севере.

Ил-12
Ил-12

Рейс с 25 пассажирами шёл из Певека в Москву. Промежуточные посадки на Мысе Каменный, в Усть Каре, Амдерме. После прохода Мезени загорелся левый двигатель. Пожар возник по причине разрыва топливопровода. Пламя охватило всю левую сторону фюзеляжа. Сбить пламя увеличением скорости, переведя самолёт на снижение, не получилось. В итоге мотогондола разрушилась и отделилась вместе с горевшим двигателем. Самолёт упал на лес.

ПОЖАР на Ми-4

Московский экипаж вертолёта Ми-4 , бортовой номер СССР-38275 выполнял полеты для гидрологической экспедиции в Сургутском районе Тюменской области.

Ми-4
Ми-4

6 августа 1968 года задание на полет предусматривало полеты с подбором площадок с воздуха по обслуживанию Юганской партии. После полной заправки горючим основного бака и дополнительного внутрифюзеляжного бака, в 10:42 мск произведен вылет из аэропорта Сургут для продолжения работ.

Полет с посадками в районе работы экспедиции продолжался 1 час 40 минут. С места последней посадки экипаж без пассажиров и груза на борту в 13:45 произвел взлет для подбора площадок с воздуха в районе н.п. Рыскино. Экипаж установил связь с аэропортом Сургута и двумя другими вертолётами. Но на дальнейшие вызовы с этих вертолётов, а затем и с аэропорта Сургут, экипаж не отвечал. К месту базирования в аэропорт Сургут вертолет не прибыл.

На борту вертолёта начался сильный пожар, причину которого установить не удалось. Воздействие открытого огня и сильного задымления кабины лишило возможности экипаж произвести благополучную вынужденную посадку. (есть мнение, что вероятной причиной пожара в воздухе могло явиться воспламенение паров бензина от искрообразования в электросети).

Место обнаружения Ми-4
Место обнаружения Ми-4

Вертолет и погибший экипаж был обнаружен через двое суток 8 августа в болотистой малолесистой местности в 15 км юго-западнее н.п. Угут Сургутского района, это 90 км юго-восточнее Сургута и в 28 км от места последнего взлета. Вертолет ударился о грунт в 16:05 местного времени (14:05 мск), с большой вертикальной скоростью, с левым креном 15° и углом пикирования 70°.

Вертолет был разрушен полностью. Фюзеляж погрузился в болотистый грунт с водой. Хвостовая балка находилась на поверхности. Грузовая кабина с внутренней стороны обгорела, особенно правый борт. Следы копоти и обгорание краски имелись в пилотской кабине.

Место падения: Тюменская область, Сургутский район, 15 км юго-юго-западнее н.п. Угут

Летом 1979 года выполняет взлёт вертолёт Ми-8 (бортовой номер 25547) из аэропорта Стрежевой.

-8

Погода не предвещает трудностей. Экипажу необходимо забрать груз и выполнить его доставку на внешней подвеске.

-9

После взлёта вертолёта очевидцы увидели языки пламени с правого двигателя. Экипаж тоже зафиксировал начало пожара и командир Ми-8 энергично увеличив крен ввёл вертолёт в разворот с целью выполнения посадки на аэродроме взлёта. Огонь и дым увеличивался по размером. Вертолёт горел.

Кабина Ми-8
Кабина Ми-8

Экипаж выключил правый двигатель. Поступил на землю доклад командира о пожаре. Хлопок. Вспышка. Вертолёт перешёл на снижение. Опустил носовую часть. Скорость падения увеличилась. Вертолёт стал неуправляемым.

-11

Несущий винт вертолёта рубит деревья. Угол снижения достиг 70 градусов. Происходит столкновение с трубопроводом, вертолёт переворачивается и вспыхивает.

Начали разбираться с причинами авиационного происшествия с гибелью людей. Выясняется, что прогорела камера сгорания.

Система пожаротушения вертолёта Ми-8
Система пожаротушения вертолёта Ми-8

Топливо из разрушенных топливопроводов загорелось. Автоматически сработала первая очередь системы пожаротушения. Пожар не потушен. Вертолёт продолжает гореть. Экипаж выключает правый двигатель и перекрывает пожарный кран подачи топлива в правый двигатель. Но электропроводка пожарного крана перегорела. Кран остался открытым и топливо под давлением продолжает подаваться в очаг пожара. Вертолёт горит. Под воздействием сильного огня перегорает система управления вертолётом. Экипаж остаётся один на один с пожаром в неуправляемом вертолёте.

Тема пожара отдельная. Пожар на борту это сильный стресс для экипажа. Он отнимает несколько лет из жизни, а иногда и всю жизнь сразу. В 1971 году в воздухе над Баренцевым морем загорелся Ту-95. Экипаж сумел ликвидировать пожар. И даже доложил об этом на землю. Но связь с самолётом внезапно прекратилась. Тяжёлый самолёт с экипажем 12 человек упал в море недалеко от острова Медвежий. Я испытал пожар на себе на МиГ-31 и понимаю тот стресс который охватывает в первую секунду после сигнала о пожаре. Но история пожаров бывает и комично-трагичной.

Случаются и курьёзные случаи :

В 1970-х взлетает перехватчик и после отрыва от взлётной полосы все увидели ярко вспыхнувший шлейф огня и дыма. Аэродром замер. Руководитель полётов даёт команду: «Пожар ! Катапультируйся!»

НО ! Помимо горящего самолёта на взлёте был ещё один самолёт в воздухе, в кабине которого молодой лётчик. В итоге катапультируются : экипаж горящей «спарки» (учебного истребителя ) на взлёте и лётчик, пилотирующий в зоне исправный перехватчик, по фамилии... «Кожар». Когда нам зачитывали эту шифр-телеграмму полк «катался» со смеху : «Кто допустил к полётам человека с фамилией «КОЖАР»?». Позднее шифр телеграммой добавили требования по руководству полётами при возникновении аварийной ситуации : «называть позывной того, к кому ты обращаешься!»

(фотографии из архива автора)

Другие рассказы автора на канале:

Юрий Николаевич Мамонтов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен