Найти тему
Sunny Blues

«THE BEATLES» - лучшие гитарные моменты

Оглавление

THE BEATLES были талантливейшими авторами песен, поэтому легко упустить из виду тот факт, что в их музыке есть великолепные, порой новаторские гитарные партии.

Пол, Джон и Джордж
Пол, Джон и Джордж

All My Loving - из альбома With the Beatles (1963)

Для этой поп-песни, впитавшей в себя элементы джамп-блюза и рокабилли, Харрисон придумал очень убедительное аутентичное короткое соло в духе Чета Аткинса или Карла Перкинса, которое отчётливо продемонстрировало его знакомство с нэшвиллским стилем электрогитары 50-х годов.

Джордж использует гибридную технику звукоизвлечения (chicken picking - чередование медиатора и пальцев), активно эксплуатирует кантриевские «walk-up» и «walk-down» и рокабилльные дабл и трипл-стопы, красиво и эффектно отслеживая смену аккордов ритм-гитары.

Леннон записал энергичную ритм-гитарную партию, которой он, по его словам, очень гордился, заимствовав идею из песни Da Doo Ron Ron группы CRYSTALS. Но если у последних триольная пульсация ритм-гитары звучит фоном, то Джон вывел её на передний план и превратил в яркую основу.

Dig a Pony - из альбома Let It Be (1970)

Драйвовый, блюзовый рифф песни не менее фундаментален, чем у Мадди Уотерса, но помимо этого, трек также примечателен гитарной работой Харрисона - от заполнений в куплетах, сыгранных дабл-стопами, до очень уверенного, безупречно разворачивающегося соло.

Возможно, что именно здесь начал развиваться стиль игры позднего Харрисона, плавное звучание с большим количеством слайдов и бендов. Звук гитары очень похож на Octopus’s Garden, записанную в том же 1969 году. В обеих он задействовал свой Телекастер, сделанный из палисандра.

Джордж и палисандровый телек
Джордж и палисандровый телек

Girl - из альбома Rubber Soul (1965)

Джон Леннон поставил каподастр на восьмой лад своего Gibson J-160E, чтобы сделать звук похожим на итальянскую мандолу, придав песне цыганскую задумчивость. В третьем куплете Харрисон усилил этот эффект, добавив на ленноновской 12-струнке Framus Hootenanny мелодию, похожую на мандолинную.

Но завершающим штрихом стало финальное соло, когда вошла третья акустическая гитара, сыгравшая мелодию в греческом стиле со звуком, похожим на бузуку, и это еще больше подчеркнуло ретроспективную ауру песни. Британская группа THE HOLLIES скопировала идею в своем хите Bus Stop, который вышел примерно шесть месяцев спустя.

Helter Skelter - из альбома The Beatles (1968)

Не будет преувеличением сказать, что в этом треке Пол Маккартни изобрёл хэви-метал.

Для этого он снял с себя свои басовые обязанности и взял в руки гитару Fender Esquire, чтобы выдать по тем временам совершенно новую, не похожую ни на что доселе сыгранное, гитарную партию, а Харрисон добавил огня на Les Paul Standard 1957 года, подаренном ему Эриком Клэптоном.

Но, возможно, лучший здесь Леннон, сыгравший басовую линию на баритон-гитаре Fender Bass VI. Немного небрежная, но очень вдохновенная игра энергично толкает песню вперед и обеспечивает яркую ритмическую основу.

Джон и Fender Bass VI
Джон и Fender Bass VI

I'm Only Sleeping - из альбома Revolver (1966)

Потрясающее гитарное соло Харрисона, записанное задом наперед в этой песне Леннона - один из его лучших гитарных моментов в Revolver 1966 года.

Ещё в предыдущем году он использовал педаль экспрессии для создания нарастающего звука, похожего на эффект ленты, проигранной на магнитофоне в обратном направлении, на нескольких треках, в том числе на Yes It Is и I Need You.

Но в I’m Only Sleeping Харрисон хотел услышать свою гитару полностью наоборот - идея, наверняка вдохновленная вокалом Леннона на Rain, записанным в конце песни подобным образом.

Но вместо того, чтобы просто импровизировать гитарное соло, пока трек воспроизводился задом наперед, он подготовил для песни соло на пять тактов и попросил Джорджа Мартина проиграть их для него в обратном направлении. Затем он выучил то, что получилось и исполнил вновь полученный вариант, в то время как лента двигалась задом наперед.

Получилось соло, которое как бы выползает из глубины песни, наполняя её размытой, сюрреалистической, сказочной атмосферой. После этого идею Харрисона скопировали психоделические рокеры ELECTRIC PRUNES в своем хите 1966 года Had Too Much to Dream (Last Night) и Джими Хендрикс, использовавший идею с ещё большим эффектом в Castles Made of Sand.

A Hard Day's Night - из альбома A Hard Day's Night (1964)

Он длится примерно три секунды, но этот вступительный аккорд классического трека эпохи битломании - один из самых узнаваемых музыкальных моментов в рок-н-ролле. Прозвучавший как колокол, он в 1964 году громко заявил не только о выходе нового альбомаTHE BEATLES, но и о начале всеобщей культурной трансформации, которая во многом произошла благодаря великолепной четверке.

Песня была написана для дебютного полнометражного фильма группы A Hard Day's Night.

Джордж Мартин:

«Мы знали, что это будет начало как для фильма, так и для пластинки с саундтреком, поэтому нам нужно было что-то особенно сильное и эффектное».

Аккорд сложился в результате одновременного звучания четырех инструментов: 12-струнного Rickenbacker Харрисона, акустической гитары Gibson J-160E Леннона (оба играли аккорд Fadd9 с нотой соль на первой струне), бас-гитары Hofner 500/1 Маккартни на ноте ре (по утверждению Пола, он сыграл её на 12-м ладу своей струны D) и рояля Мартина, игравшего низкие ноты ре и соль.

Получившийся аккорд был технически описан как G7add9sus4, но для миллионов слушателей в 1964 году это был просто звук новой эры.

Revolution - би-сайд сингла Hey Jude (1968)

В 1968-м, когда был записан этот трек, эффект дисторшн уже хорошо зарекомендовал себя среди гитаристов, но никто до этого не использовал его, доводя до крайности, как это сделали в данном случае BEATLES.

Инженер Джефф Эмерик рассказывает, что Леннон пытался увеличить искажения, перегружая усилитель ещё во время сессий Revolution 1, более медленной версии песни, которую BEATLES записали в мае и июне 1968 года. Эмерик стал помогать ему, перегрузив микрофонный предусилитель, через который записывалась гитара Леннона, но даже этого было недостаточно для Джона, который сказал инженеру: «Нет, нет, я хочу, чтобы эта гитара звучала ещё грязнее!» Эта версия песни позже оказалась на альбоме 1968 года The Beatles.

К моменту июльской записи Revolution Эмерик сообразил, что он может еще больше исказить сигнал, подключив гитары Леннона и Харрисона без микрофонов прямо в микшерный пульт через директ-боксы, перегрузив входной предусилитель и послав затем сигнал на второй перегруженный предусилитель.

«Я помню, как я входил в диспетчерскую, когда они ее наяривали», - вспоминает инженер студии Abbey Road Кен Скотт. «И там были Джон, Пол и Джордж, все в диспетчерской, и все подключены напрямую - просто играли прямо в пульт. Все гитарные искажения были получены за счёт перегрузки микрофонных усилителей в рэке».

Как отмечает сам Эмерик в своих мемуарах 2006 года, это не было подвигом - перегруженные предусилители могли вызвать перегрев студийного микшера с ламповым питанием. «Я не мог не думать об этом: если бы я был менеджером студии и видел, как это происходит, я бы себя уволил за такие штуки».

Именно эта более поздняя запись на деле вышла раньше первой, став би-сайдом сингла Hey Jude.

And I Love Her - из альбома A Hard Day’s Night (1964)

Этот трек порой оказывается в тени более новаторских песен BEATLES, но в And I Love Her группа продемонстрировала гармоническую изысканность и великолепную аранжировку. Харрисон, начиная со второго куплета, играет арпеджио на своей классической акустической гитаре Ramírez 1964 года с нейлоновыми струнами, а Маккартни очень тонко добавляет песне разгона своей басовой партией в стиле соул.

Модуляция на полтона вверх во время соло усиливает драматизм. Финальный аккорд ре мажор взамен ре-минора добавляет песне эмоционального подъема - в соответствии с оптимизмом её текста.

Джордж и  Ramírez
Джордж и Ramírez

Not Guilty - из сборника Anthology 1 (1995)

Записанная для Белого альбома 1968 года, но не выпускавшаяся до выхода Anthology 1 в 1995 году, песня Харрисона стала ответом его товарищам по группе, которые посчитали, что их поездка в Индию для изучения трансцендентальной медитации, состоявшаяся с его подачи, была пустой тратой времени.

Не совсем понятно, почему BEATLES, записавшие, по словам Джона Леннона, более 100 версий ритм-секции для этой песни, в итоге не включили её в альбом 1968 года. Гитарная игра Харрисона просто великолепна, от выразительных сольных фраз до звука его гитары, который был получен за счёт помещения его усилителя в одну из специальных эхо-камер студии Abbey Road.

В конце концов, Харрисон перезаписал эту песню для своего сольного альбома 1979 года.

Michelle - из альбома Rubber Soul (1965)

Еще один яркий пример безусловного дара Пола Маккартни к сочинению песен. Он использовал во вступлении Michelle стандартную прогрессию «минор-дроп», которую также можно услышать в And Your Bird Can Sing и All My Loving.

Во втором такте куплета Джон играет аккорд 7 # 9, который Харрисон ранее задействовал в соло для Till There Was You.

Леннон, кстати, позже приспособил этот выразительно звучащий аккорд в песню Sexy Sadie. Он, Маккартни и Харрисон получили аккорд от их друга - местного ливерпульского гитарного героя по имени Джим Гретти и окрестили его «аккордом Гретти».

Сейчас 7 # 9 во многих учебниках и в интернете именуют «аккордом Джими Хендрикса», также его можно встретить и у Блэкмора в раннем DEEP PURPLE, например, в Wring That Neck или Strange Kind Of Women.

Let It Be - из альбома Let It Be(1970)

Как известно фанатам BEATLES, существуют три версии соло Джорджа Харрисона для этого трека: оригинал, который он записал в январе 1969 года на своем палисандровом Telecaster (можно послушать на альбоме Let It Be… Naked 2003 года); вторая версия, записанная в апреле следующего года на том же Tele, но через вращающийся динамик Лесли (вышла на сингле Let It Be в 1970 году); и третья, записанная в январе 1970 года на гитаре Gibson Les Paul (вышла на альбоме Let It Be в 1970-м).

При всей красоте первых двух, третья - просто великолепна, это соло, которое поднимает драматизм всей песни на значительно более высокий эмоциональный уровень.

Blackbird - The Beatles (1968)

Маккартни записал красивый акустический аккомпанемент, играя пальцевой техникой на своей Martin D-28. Интересно, что он играет эту изящную последовательность аккордов в классическом гитарном стиле, используя формы аккордов только с двумя пальцами, которые прижимают вторую и пятую струну, двигаясь вдоль грифа и образуя интервалы децима (то есть терция через октаву). Звуки этих двух струн складываются с нотой соль на открытой третьей струне.

Его уникальная техника игры пальцами в значительной степени определяется работой большого пальца, извлекающего басовые ноты, и указательного пальца, который он использует почти что для всего остального, играя вниз и вверх по двум или более струнам. Такой подход приводит к появлению «призрачных», едва слышимых нот, которые эти легкие прикосновения к струнам добавляют в общее восприятие песни. На следующем видео хорошо видны все его технические изюминки.

Something - из альбома Abbey Road (1969)

По иронии судьбы, Джордж Харрисон максимально проявил себя как автор песен и гитарист в 1969 году - в то время, когда группа была в процессе распада. Something входит в число его лучших песен, а его гитара здесь и на протяжении всего альбома Abbey Road просто великолепна.

Мягкие, ласковые, почти нежные гитарные фразы в соло Харрисона звучат более выразительно, чем все то, что он делал раньше, демонстрируя его постоянно усиливающуюся связь со своим инструментом и творческой музой.

Taxman - из альбома Revolver (1966)

Официальный басист группы THE BEATLES Пол Маккартни впервые продемонстрировал свой шестиструнный талант на альбоме Help! 1965 года, где он сыграл соло-гитару на нескольких треках и исполнил на акустической гитаре свою песню Yesterday. Но ещё более реально он проявил себя как гитарист в этой песне из Revolver 1966 года.

Он сыграл соло на своем Epiphone Casino 1962 года через усилитель 1964 Bassman. Довольно-таки сложный наворот, сыгранный в основном в дорийском миноре с большим количеством pull-off и добавлением едва уловимых индийских интонаций.

Что-то подобное изобразил Джефф Бек в песне Shapes of Things группы THE YARDBIRDS, вышедшей ранее в том же году.

Сам факт, что соло сыграл Маккартни, а не Харрисон, который написал Taxman и был соло-гитаристом THE BEATLES, - это уже целая история.

По словам Джеффа Эмерика, Харрисон два часа изо всех сил пытался записать соло, пока наконец продюсер Джордж Мартин не предложил ему дать возможность попробовать Полу. Соло Маккартни, как объяснил Эмерик, «было настолько хорошим, что Джордж Мартин предложил мне поместить его в песню ещё раз во время фэйд-аута».

Его фрагменты, проигранные задом наперед, были также использованы в треке Tomorrow Never Knows из этого же альбома. Судя по всему, Харрисон не почувствовал себя обиженным. Во время записи Revolver он очень неоднозначно стал относиться к своим же музыкальным амбициям, размышляя о духовности и индийской философии, к которой он в конечном итоге и обратился.

Харрисон: «В те дни, когда мне позволили спеть одну мою песню на альбоме, я подумал: «Так. Отлично. Меня не волнует, кто что играет. Это мой большой шанс». И мне было приятно, что он именно так сыграл соло в Taxman. Если вы заметили, он добавил немного индийских мотивов для меня».

Dear Prudence - из альбома The Beatles (1968)

Эта композиция 1968 года, возможно, одно из величайших достижений Леннона как гитариста, которое убедительно демонстрирует потрясающий уровень его акустического пальцевого стиля игры к тому моменту.

Узнав у британской поп-звезды Донована новый для себя паттерн, Леннон сходу применил его в таких композициях, как Julia, Happiness Is a Warm Gun и наиболее убедительно - в Dear Prudence, в которой он придумал «воздушную» модальную последовательность аккордов. Гитара Джона настроена в drop-D (от низкой струны к высокой - DADGBE), и он использует обе открытые струны ре (четвертую и шестую) на протяжении большей части песни.

Паттерн же представляет собой следующую комбинацию: пятая струна, четвертая струна, шестая струна, четвертая струна, и повторяется через всю смену аккордов, ненадолго прерываясь лишь в конце каждого куплета.

Here Comes the Sun - из альбома Abbey Road (1969)

Харрисон использовал для этой песни «ковбойские» аккорды с каподастром на седьмом ладу. Гитарист дублирует и обыгрывает свою же запоминающуюся синкопированную вокальную мелодию, вставляя ее в аккомпанемент, сыгранный на акустической гитаре.

Он применил здесь технику «picky-strummy», когда медиатор, не останавливаясь, мягко движется вдоль струн вверх-вниз-вверх и напоминает маятник, если смотреть сбоку.

Подобным образом позже сыграет Нил Янг в песне The Needle and the Damage Done.

Высокий тембр достигнут за счет использования каподастра. Песня играется так, как если бы она была в тональности ре-мажор, но при этом звучит в ля-мажоре, то есть на квинту выше. Гитара звучит почти как мандолина, такой эффект Боб Дилан задействовал в Blowin' in the Wind (также с каподастром на седьмом ладу).

While My Guitar Gently Weeps - из альбома The Beatles (1968)

My Guitar Gently Weeps стала одной из фирменных мелодий Джорджа Харрисона, но когда он написал эту песню в 1968 году, он не смог заинтересовать своих товарищей по группе. Раздосадованный, он попросил своего приятеля Эрика Клэптона поучаствовать в записи трека, надеясь, что его присутствие изменит отношение остальных битлов.

Клэптон принял приглашение и сыграл гитару, которая до сих пор занимает особое место в каталоге BEATLES. Во время этой сессии Клэптон играл на Les Paul Goldtop 1957 года, перекрашенном в красный цвет. Он купил гитару в Нью-Йорке в начале 60-х, а в 1968 году подарил ее Харрисону, который дал ей прозвище «Люси».

На момент записи гитара уже принадлежала Харрисону. Когда он привел Клэптона в студию на сессию BEATLES, знаменитый гитарист был с пустыми руками. «У меня не было гитары, - вспоминает Клэптон. «Я только что сел с ним в машину. Поэтому он дал мне поиграть на своей Люси».

Но всё-таки Харрисон был немного обеспокоен тем, что соло Клэптона может быть «not Beatley enough» (недостаточно битловским) в силу того, что группа к моменту этой записи много экспериментировала и была хорошо известна своими звуковыми новшествами. Поэтому во время микширования песни звукорежиссер Крис Томас пропустил трек, записанный Клэптоном, через систему задержки, и вручную менял скорость задержки на протяжении всей записи Клэптона, создав эффект, похожий на хорус.

Это особенно заметно в гитарной фразе сразу после строчки «no one alerted you». Интересно, что хотя это соло является одним из самых известных у Клэптона, он никогда не получал никаких отчислений от реализации альбома.

Yesterday - из альбома Help! (1965)

Баллада Пола Маккартни в сопровождении акустической гитары и струнного квартета стала символическим поворотным моментом в карьере BEATLES как группы, поскольку это была их первая песня, в которой кто-либо из четверки (в данном случае - трое) не участвовал в исполнении.

Для этой песни Маккартни настроил свою гитару на один тон ниже (от низкой к высокой - D G C F A D) и исполнил ее, как если бы она игралась в тональности соль-мажор, получив реальный результат в фа-мажоре.

Это было сделано для того, чтобы вокальная мелодия прозвучала в более оптимальном для Маккартни диапазоне, в плане же гитары басовые ноты стали более глубокими и богатыми, а ослабление натяжения всех струн поспособствовало более плотной текстуре аккордов.

Birthday - из альбома The Beatles (1968)

Основная гитара в Birthday играет классический и очень запоминающийся рифф, и куплеты песни придерживаются традиционной 12-тактовой блюзовой формы.

Маккартни и Леннон написали песню прямо в студии во время вечерней сессии и перерыва в ней, когда группа обосновалась в доме у Маккартни, чтобы посмотреть по телевизору фильм 1956 года The Girl Can’t Help It. Саундтрек этого фильма, в который вошли песни Литтл Ричарда, Джина Винсента и других любимых рок-н-ролльщиков BEATLES, несомненно, поспособствовал созданию этой хриплой винтажной рок-н-ролльной песни.

The End - из альбома Abbey Road (1969)

Соло вопрос-ответ, которое подводит The End к ее эмоциональной кульминации, без сомнения, одно из самых сильных заявлений группы, выраженных через гитару.

Всего 35 секунд трое друзей детства и давних товарищей по группе - Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Джон Леннон - обмениваются гитарными фразами в песне, которая в музыкальном и буквальном смысле представляет собой финал BEATLES, официально распавшихся уже в следующем году.

The End - это грандиозное окончание медли, занимающего большую часть второй стороны Abbey Road. Максимальный эмоциональный всплеск, Маккартни, Харрисон и Леннон, качающие своими гитарами примерно так, как они это делали в своих первых попытках играть рок-н-ролл около 12 лет назад.

«Они знали, что хотят закончить альбом чем-то грандиозным», - вспоминает Джефф Эмерик, знаменитый инженер студии Abbey Road, работавший над альбомом 1969 года. «Первоначально они не могли решить, Джон или Джордж сыграют соло, и в конце концов они сказали: «А давайте все трое сыграют это соло». Это была песня Пола, поэтому Пол начал первым, а затем Джордж и Джон. Это было невероятно. И все было сделано вживую и за один дубль».

«Они примерно продумали, что собираются играть в соло, и исполнение было просто превосходным. Оно звучит абсолютно спонтанно. Когда они закончили, все засияли. Я думаю, что в их сознании они вернулись к своей юности и к тем прекрасным воспоминаниям о начале своей совместной деятельности».

Читать также: