Найти в Дзене
О Москве нескучно

Метро "Проспект Мира": почему оформление станции не соответсвует названию

Оглавление

Какой рекорд установили рабочие во время строительства станции? Почему её декор совсем не сочетается с названием? Что обозначают эти многочисленные орнаменты и медальоны на пилонах? Куда пропали украшения со Сталиным? А также -откуда в наземном вестибюле взялось необычное панно? И почему нынче у входных дверей находится лишь копия в прошлом знаменитой скульптуры? Об этом и не только расскажу сегодня.

Станция открылась в 1952 году. Она стала частью второго участка Кольцевой линии, от "Белорусской" до "Курской". #Строительство шло с большим энтузиазмом. В литературе советских времён есть информация, что во время проходки тоннеля между "Новослободской" и "Проспектом Мира" несколько бригад установили рекорд. Они преодолевали до 150 метров за месяц. Наивысшие показатели в сутки достигали чуть больше 17 метров.

По конструкции станция пилонная глубокого заложения. Она расположилась в 40 метрах под землёй. Выход на поверхность всего лишь один. Его встроили в сталинское здание (№38). Для этого выделили первые два этажа по центру сооружения. Кроме того, дом пришлось чуть-чуть отодвинуть вглубь проспекта Мира. Кстати, он тогда ещё назывался 1-й Мещанской улицей.

Дом №38, в который встроили наземный вестибюль станции, 1959-1960. С сайта www.pastvu.com.
Дом №38, в который встроили наземный вестибюль станции, 1959-1960. С сайта www.pastvu.com.

Интересно, что на момент открытия станции работы по возведению дома ещё не завершили полностью. Его закончили только в 1953 году. Если вам интересна #история этого здания, то ссылка на материал будет в конце статьи. Внешний облик станции придумали архитекторы Владимир Гельфрейх и Михаил Минкус. Вместе они также параллельно работали над ещё одним проектом - сталинской высоткой МИДа на Смоленской площади.

Диссонанс внешнего вида и названия

На первый взгляд, кажется, что оформление станции абсолютно не соответсвует названию. Действительно, здесь очень много "растительных" украшений. Дело в том, что на момент открытия станция называлась "Ботанический сад". В честь парка, который большинство знает под наименованием "Аптекарский огород". Когда-то он и правда являлся главным Ботаническим садом города.

Оформление станции "Проспект Мира", 1952. С сайта www.pastvu.com.
Оформление станции "Проспект Мира", 1952. С сайта www.pastvu.com.

Но уже с 1945 года начали готовить новую площадку за Останкинским парком. Чтобы не возникало путаницы, станцию со временем переименовали в честь проспекта Мира в 1966 году. А через 12 лет на Калужско-Рижской линии открылась станция "Ботанический сад". Она уже находилась в непосредственной близости от нового парка с множеством уникальных растений.

Схема Кольцевой линии (тогда она называлась Большим кольцом) 1952 года. Здесь станция указана, как "Ботанический сад". С сайта www.metro.ru.
Схема Кольцевой линии (тогда она называлась Большим кольцом) 1952 года. Здесь станция указана, как "Ботанический сад". С сайта www.metro.ru.

Как вы понимаете, архитекторы во время создания проекта ориентировались на изначальное название. Поэтому и решили отразить в облике станции тему "Преобразования природы". Главным двигателем этого процесса зодчие предложили считать И.В. Сталина. Поэтому планировали установить керамическое панно с вождём народов в торце платформы. Оно действительно появилось там в 1953, уже после смерти Сталина. Но просуществовало всего 5 лет. Пока стену вместе с панно не снесли, чтобы сделать переход на Калужско-Рижскую линию.

Мраморный сад под землёй

Центральный зал станции получился светлым за счёт оформления пилонов. Их отделали мрамором кремового цвета. Верхнюю часть конструкции украсили керамическим фризом. Это растительный орнамент белого цвета с позолотой. Если присмотреться, то можно увидеть знамёна, колосья, бутоны, снопы и листья аканта (их часто использовали для коринфских колонн).

Оформление пилонов станции "Проспект Мира" Кольцевой линии, 2018. Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru
Оформление пилонов станции "Проспект Мира" Кольцевой линии, 2018. Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru

В центре композиции на каждом пилоне разместили круглые медальоны. Они должны были показывать стремительное развитие ботаники в #СССР Украшения создал скульптор Георгий Мотовилов. Всего на станции 16 барельефов. На них изображены садоводы; цветоводы; агрономы; юные натуралисты; школьники, собирающие плоды; девочка, помогающая посадить женщине цветок и др.

Со стороны платформ верхнюю часть пилонов украсили бронзовыми вентиляционными решётками. Здесь уже серп и молот на фоне снопа между двумя рогами изобилия. Завершили декор центрального зала потолком с кессонами (углублениями) в виде ромбов и массивными люстрами с большим количеством плафонов в форме цилиндров. Пол станции похож на шахматную доску. Здесь чередуются чёрные и серые квадраты.

Оформление вентиляционной решётки на пилоне со стороны боковой платформы, 2015. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com
Оформление вентиляционной решётки на пилоне со стороны боковой платформы, 2015. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com

Путевые стены облицованы красным мрамором с белыми прожилками из грузинского месторождения Салиэти. Потолок здесь уже просто белый, а люстры поменьше, чем в центральном зале. Их внешний вид очень напоминает светильники на боковых платформах станции "Комсомольская" Кольцевой линии. Также стоит отметить, что на "Проспекте Мира" очень много мраморных лавочек. Это без сомнения удобно для пассажиров.

Как "мир во всём мире" заменил вождя народов

Отдельно стоит упомянуть и оформление наземного вестибюля. Изначально перед эскалаторами находился лепной барельеф с изображением И.В. Сталина. Однако в 1956-м украшение демонтировали. Вместо него через 11 лет здесь появилось смальтовое панно "Матери мира" художника Андрея Кузнецова. Оно изображает трёх женщин разных расс с детьми на фоне мировых достопримечательностей. Основная идея - дружба народов, вдохновлённая Фестивалем молодёжи и студентов 1957 года.

Интересно, что создавалась композиция для юбилейной республиканской выставки "Советская Россия" в 1967 году. Кстати, Кузнецов позже говорил, что изначально хотел разместить своё творение на какой-нибудь станции #метро . После переименования "Ботанического сада" в "Проспект Мира" в 1966-м, мечта художника осуществилась.

Также можно отметить четыре колонны у эскалаторов. По форме и освещению они чем-то напоминают те, что находятся на станции "Кропоткинская". Но здесь есть сочетание зелёного, белого и золотого цветов. Смотрится очень красиво. А рельефный узор из цветов, звёзд и снопов добавляет колоннам оригинальности.

Что стало с оригинальной скульптурой, неизвестно. Официальная причина такая: она была утеряна в процессе эксплуатации. Что бы это не означало. По крайней мере, на фотографиях 1980-х годов её уже нет.

Как и обещал, ниже ссылка на статью про дом №38 на проспекте Мира:

Проспект Мира, 38: каково жить в доме, в котором располагается вход в метро

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!