Найти тему
Чтец смыслов

ВАЖНОСТЬ ИМЕНИ «ИИСУС»

Григорий (Постников), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский

В Неделю пред Рождеством Христовым,
святых отец

И наречешь Ему имя Иисус. (Мф. 1, 21)

Когда кому-нибудь из нас при рождении дается имя, то на это имя не обращают особенного внимания, потому что оно дается большей частью потому, что либо оно нам нра­вится, либо так приходится. Но когда кому-нибудь дает имя Сам Бог или Ангел, то на такое имя не только должно обра­щать внимание, но должно обращать внимание самое глубо­кое, потому что такое имя всегда выражает существенное качество или главную должность того, кому дается. Господь Бог никогда ничего не делает без уважительной причины.

Итак, имя «Иисус», нареченное Ангелом нашему Господу,— имя, означающее «Спаситель»,— должно вполне удостоверять нас, что Иисус подлинно есть наш Спаситель — Тот Спаситель, Который по предвечному Божиему Совету и по древнему обетованию предопределен спасти нас от греха и от всех бедствий, от греха породившихся.

Но почему Ангел не удовольствовался только нарече­нием имени Имевшему родиться, а еще истолковал наречен­ное имя? Сказав Иосифу: наречешь Ему имя Иисус, он присо­единил: ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 21). Зачем сделано истолкование имени «Иисус»?

Сделанное истолкование имени «Иисус» весьма нужно. Оно весьма нужно было для иудеев, и не менее важно для христиан, особенно — нашего времени.

Истолкование имени «Иисус» для иудеев было весьма нужно. У иудеев было всеобщее ложное мнение, будто обетованный Спаситель — Христос — спасет их только от всех житейских бедствий, а особенно от рабства чужому народу. Они думали так потому, что все люди, преданные плоти и миру, знают бедствия только телесные и житейские; а что есть бедствия духовные и что самое великое бедствие есть грех, этого отнюдь не знают, да и весьма трудно заставить их узнать это, потому что они находят почти все свои блага только в греховных наслаждениях или в приятностях чувственной жизни. Иудеи, думая, что Христос спасет их от житейских бедствий и даст им плотскую свободу, довольство и славу временную, воображали себе, что Он будет подобен какому-либо из их древних земных спаси­телей, каковы были Моисей, Иисус Навин, Гедеон и другие, которых Бог посылал к ним, когда они находились в тяжком житейском положении, и которых они обыкновенно назы­вали своими спасителями. Ничего большего они не ждали себе от Иисуса Христа и когда увидели, что у Иисуса Христа даже и в мыслях не было избавить их от римского рабства, то решительно не признали Его за Христа. Как Иисус Христос ни старался прояснить иудеям истинную цель при­шествия обетованного Спасителя — Христа, непрестанно свидетельствуя их законом и их пророками, ничто их не вра­зумило. Напротив, это Его вразумление и потом делаемые Им обличения в их жизни, несогласной с законом, наконец произвели в них только то, что они пришли к Пилату с весьма тяжкой клеветнической на Него жалобой: мы нашли, что Он развращает народ наш (Лк. 23,2) — и просили для Него самой позорной смерти.

Итак, истолкование имени «Иисус» для иудеев было весьма нужно. Но это истолкование не менее нужно и для христиан, особенно нашего времени.

Многие из христиан нашего времени думают, что Иисус Христос пришел на землю для того, чтобы избавить людей от вечного наказания за грехи и доставить всем нам вечное блаженство. Эта мысль сама по себе справедлива, ибо Иисус Христос в самом деле есть, как говорит святой Апостол, упование славы (Кол. 1, 27); но эта мысль не первая, а последую­щая. Святой Ангел, объясняя значение имении «Иисус», даже и не упомянул об этой последующей мысли, а высказал только первую: ибо Он спасет людей Своих от грехов их. «Здесь возвещается нечто чудное,— говорит святой Златоуст, объясняя эти слова Ангела,— благовествуется... осво­бождение от грехов, от которых прежде никто не мог осво­бождать». Спасение от грехов так верно и несомненно спасает нас от наказания за грехи, что при спасении от грехов нечего и говорить о спасении от наказания за грехи: это разу­меется само собою.

Другие думают, что Иисус Христос спасет христиан от вечного осуждения за грехи, или от вечного огня, несмотря на то что они продолжают грешить, как грешили, нимало не переставая грешить. Но такие мысли противны делу Спасителя и толкованию Ангела, какое он дал имени «Иисус». Доставляя такое спасение, Иисус Христос, вопреки Своему имени, не спасал бы, не избавлял бы людей от грехов, а напротив, еще помогал бы им прилепляться к греху. Ибо люди, представляя себе, что по заслугам Христо­вым не постигнет их за грехи вечное осуждение, на этих самых заслугах Его могли бы основывать право предаваться грехам дерзновеннее и делались бы мерзостнее. Но святой апостол Павел говорит: неужели Христос есть служитель греха? Никак (Гал. 2, 17). Христос пришел собственно для того, чтобы истребить в нас грехи. Явился Сын Божий,— гово­рит святой апостол Иоанн,— чтобы разрушить дела диавола (1 Ин. 3, 8), а дела диавола — грехи. Христос грехи наши Сам вознес телом Своим ни древо,— говорит святой апостол Петр,— дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (I Пет. 2, 24). Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,— говорит святой апостол Павел,— научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, цело­мудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (Тит. 2, 11-12). Вот истинная цель бывшего пришествия Иисуса Христа на землю и истинное дело Его!

Есть христиане, которые не верят, что Иисус может спасать людей от грехов, и думают, что им должно и жить и уме­реть в грехах. Грех как бы сросся с ними, и им думается, что он для них совершенно неизбежен. Так мыслят обыкновенно все те, которые преданы каким-нибудь страстям, обратив­шимся у них в совершенный навык и, так сказать, во вторую природу. Но может ли быть что-нибудь безрассуднее, как называть Иисуса Иисусом, Спасителем от грехов, и не наде­яться от Него для себя спасения от греха, не верить, что Он может спасти от греха! Отчего людям может приходить такая мысль? Оттого, что они не веруют, как должно, в Иисуса, Спасителя от грехов, и поскольку не веруют, то и не имеют твердой воли освободиться от греха и не упо­требляют никаких усилий для освобождения от греха. У них тотчас опускаются руки, как скоро они подумают о необхо­димости оставления своих грехов. Они еще не Христовы. Христос пришел, чтобы спасти людей Своих от грехов их; но Он еще не есть их действительный Спаситель. Быть может, Он когда-нибудь впредь будет их действительным Спасите­лем, но теперь еще не Спаситель. Теперь они живут и хотят жить в грехах, отнюдь не имея ни надлежащего понятия о даруемом Им нам спасении, ни упования на Него. Правда, они называют Иисуса Иисусом — Спасителем, хвалят Его жизнь, Его обращение с людьми, иногда и Его учение; но силы Его имени и Его учения не разумеют. Они называют Его Спасителем и, однако же, как говорит святой апостол Павел, поступают как прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией (Еф. 4, 17-18). Почему? Потому что они познали Христа, продолжает тот же апостол, не так... так как истина во Иисусе (Еф. 4, 20-21).

Итак, прибегайте к Иисусу с сердечной молитвой об истреблении в себе греха, с твердой верой, что Он может истребить грехи и действительно истребляет их во всех, истинно желающих того и молящихся о том. Но прибегайте к Нему с твердой решимостью постоянно употреблять все находящиеся в вас силы к истреблению в себе греха, в несомненной надежде, что Иисус Христос, как Спаситель, готов доставить каждому из нас во всякое время, во всяком месте и во всех обстоятельствах жизни все нужные для истребле­ния греха благодатные пособия. Прибегайте к Нему, пока Он еще Иисус, потому что Он, может быть, даже сего же дня для некоторых не будет Иисусом, а Судьей, Которому Бог Отец, по собственным Его словам, отдал весь суд над нами (Ин. 5, 22) и Который, по слову святого Апостола, судом Своим воздаст каждому по делам его (Рим. 2, 6), между тем как Он теперь еще не судит, а подает всевозможные средства, чтобы все мы стали в число тех преблаженных душ, которые, по Его словам, на суд не придут, но перейдут от смерти в жизнь (Ин. 5, 24).

Аминь.