Зимние святки… Зимние святки завершались страшными вечерами с 14 по 19 января. Разделял святые и страшные вечера Васильев день.
По сказаниям Рязанской и Московской земель в Новогодье спускался на землю посылаемый солнцем хозяин плодородия Овсень. Овсень ехал на поросенке. А следом за ним с колокольчиками, дудельками, в личинах - ряженые. Народ связывал появление сказочного персонажа с христианскими святыми.
На севере, ближе к Вологде, к Архангельску, в обычае было печь обрядовых коровок-масляных головок, козулек, печенье, повторяющее образы домашней скотинки предвещали изобилие, плодовитость животных, благополучие в доме.
Заклинали о здоровье овечьем, чтобы в хлеве было всякой скотинки вдосталь: и жеребят, и козлят.
Дети в эти дни ходили от двора ко двору, пели виноградья, колядки – обрядовые песни, в которых желаемое выдавалось за реальность.
В еще не в столь далекие времена, перед встречей Новолетья матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество Христово, честных соседей. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать своих детей клюквой на меду. Но матушка знала: не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь.
Ребячий короб выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье. Дети обсыпали половицы, головы хозяйки и хозяина зерном.
Ребячий короб тяжелел, и гурьбой ребятишки бежали к чьей-то протопленной баньке делить между собой угощение. В это радостное время игр и забав дети лучше узнавали друг друга и были по-детски счастливы. Чудесные святочные зимние дни запоминались на всю жизнь.