Матильда (Маго) де Артуа благодаря бракам своих дочерей с младшими сыновьями короля Франции Филиппа IVполучила высокое положение при дворе. Всем было известно, что король ей благоволит. Но в 1314 году обеих ее дочерей сам Филипп IV обвинил в супружеской измене. И Маго поддержала обвинение. Она даже не пыталась их защитить. Почему?
Предысторию и рациональные причины поведения Маго де Артуа я подробно рассмотрела в двух соответствующих статьях.
Это уголовное дело вошло в историю как «Дело Нельской башни». Трех невесток французского короля Филиппа IV Красивого обвинили в супружеской измене. Последствия были кошмарными.
Да, из-за того, что право Маго наследовать графство Артуа было весьма сомнительным, она была полностью зависима от воли Филиппа IV. Если бы Маго пошла против короля, то могла бы потерять свое графство. Этот аргумент крайне весом, но разве его достаточно, чтобы пойти на такое чудовищное предательство обеих своих дочерей? Ведь она не могла не понимать, что ее детей ждет позор и в лучшем случае пожизненное заключение.
Знала ли она заранее о планах Филиппа IV? Мне представляется, что да. Иначе и быть не могло. Вот почему. Для того, чтобы обвинить благородную женщину, да еще и супругу принца, в супружеской измене, нужны очень весомые доказательства. Чтобы обвинить сразу трех благородных женщин, нужны просто железобетонные аргументы. И факты. Были ли они у Филиппа IV? Конечно, нет. Дело явно было шито белыми нитками. Можете судить об этом сами. Я подробно рассмотрела подробности этого дела в двух своих статьях: глазами самого Филиппа IV и глазами его дочери Изабеллы Французской, которая сыграла ключевую роль в обвинении.
Да, конечно, Филипп IV был великим королем, разгромившим могущественный орден Тамплиеров. Но в таком деле одного его слова было бы явно недостаточно. Как же можно было провернуть столь опасную аферу? Очень просто. Надо привлечь к обвинению человека, которому невозможно не поверить. Кто это может быть? Конечно, родная мать тех самых благородных женщин, которых нужно обвинить. Если уж родная мать поддерживает обвинение, значит основания для него определенно есть.
Без Маго де Артуа шансы Филиппа IVна обвинение невесток были бы значительно ниже, если не сказать равны нулю. Именно поэтому я и считаю возможным обоснованно предположить, что Маго знала о планах Филиппа IVзаранее.
Король должен был вступить в сговор с матерью двух своих невесток еще до публичного предъявления им обвинения. И что из этого следует? Если они заранее договорились, то Филипп IV мог дать Маго какие-то гарантии в отношении ее дочерей. Например, что после приговора их какое-то время подержат в заточении, а потом принцессы получат выгодные разводы с его сыновьями и будут отпущены.
Даже в таком варианте дело представляется крайне рискованным для Маго, ведь разводы - это огромный позор. Даже учитывая ее зависимость от короля, тут одних угроз было бы мало. Тогда, возможно, Филипп IVпредложил Маго вернуть преданное ее дочерей, т.е. графство Бургундию. Вот такой аргумент был бы убийственным. Тут уж соблазн для Маго стал бы непреодолимым.
В таком случае она могла добровольно пойти на сговор с Филиппом IV. И даже искренне полагать, что делает все во благо своих дочерей и внуков. Она возвращает семейную собственность и освобождает дочерей для новых выгодных браков. Тогда муки совести были бы минимальны.
И все могло бы получиться, если бы в том же 1314-м году Филипп IV неожиданно не умер бы. Но он умер. И все полетело в тар-та-ра-ры. Те самые кошмарные последствия, которые ожидали ее детей, могли наступить именно из-за неожиданной смерти короля.
В пользу этой версии говорит еще один факт. Кроме двух дочерей у Маго де Артуа был еще один сын, Роберт. Именно он должен был наследовать все имущество семьи. После свадьбы сестер и договоренности между семьей и Филиппом IV, Роберт наследовал бы только графство Артуа. А после дела Нельской башни, его наследство увеличилось бы до двух графств, Артуа и Бургундия. На мой взгляд, это крайне важный аргумент. Ведь будущее семьи в эпоху средневековья – это в первую очередь сын. В таком случае компромисс с совестью кажется вполне приемлемым.
Было ли все так или нет, мы уже никогда не узнаем. Все случилось как случилось. Одно неоспоримо, Маго де Артуа – родная мать, предавшая своих детей. Этот факт шокирует. Поэтому так хочется найти аргументы, которые могли бы оправдать такой чудовищный поступок, реабилитировать ее.
Спасибо за внимание, уважаемые читатели.
Согласны ли вы с моей версией?
Пишите в комментариях.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.