Найти тему
Поликсон

Распад СССР. Горбачёв и реформы советского государства.

Оглавление

Кратко перечислим основные проблемы экономики СССР, проявившие себя в 80-е, которые были рассмотрены в предыдущей публикации:

  1. Низкие темпы экономического роста были недостаточны для того, чтобы оставаться лидером гонки вооружений.
  2. Диспропорция экономики в пользу военно-промышленного комплекса, усугубление товарного дефицита.
  3. Падение цен на нефть, рост внешнего долга и дефицит бюджета.
  4. Технологическое отставание
  5. Снижение продолжительности жизни

Всё это приводит к необходимости реформ. И тут на сцене появляется Михаил Горбачёв. Ещё до того, как он стал генсеком ЦК КПСС, Михаил Сергеевич заявил:

«Только интенсивная, высокоразвитая экономика может обеспечить укрепление позиций страны на международной арене, позволит ей достойно вступить в новое тысячелетие как великой и процветающей державе»
Горбачёв М.С.
Горбачёв М.С.

Способы, которыми Горбачёв решил это обеспечить, были совершенно неадекватными. Во многом это было связано с тем, что реформы на профессиональном уровне проводить было некому. Очень немногие представители советской элиты хорошо говорили на иностранных языках. И ни один человек в советском союзе не имел присвоенной на западе докторской степени по экономике. При этом советские руководители не были готовы приглашать зарубежных экспертов. Не имея достаточных теоретических знаний, они изобретали свои собственные реформы и получили соответствующий результат.

Никто не хотел запускать рыночные реформы. О широком распространении прав частной собственности или рыночных цен хоть в каких-либо секторах не могло быть и речи. И это притом, что к концу 80-х уже стали появляться первые вменяемые проекты реформирования экономики.

Политические элиты не были убеждены в необходимости или даже возможности реформ. Первоначально политическое руководство страны было разделено на два обладающих почти равным влиянием крыла. Одно из которых сопротивлялось любым реформам, а другое предполагало осуществить некоторые изменения.

Затем политическая ситуации осложнилась, так как реформаторское крыло разделилось на три лагеря:

  1. Михаил Горбачёв – «рыночный социализм».
  2. Секретарь ЦК КПСС Егор Лигачёв – закручивание гаек и укрепление дисциплины.
  3. Председатель совета министров СССР Николай Рыжков – технократические решения.

В итоге лебедь, рак и щука единовременно потянули во все стороны и получилось, то что получилось.

Успешная с точки зрения уменьшения потребления алкоголя антиалкогольная кампания привела к росту продолжительности жизни. Но в силу сокращения продаж алкоголя на 50% сократились и доходы бюджета. Именно тогда, когда бюджетный дефицит прогрессировал.

Почтовые марки СССР 1985 года
Почтовые марки СССР 1985 года

Кампания по борьбе с нетрудовыми доходами малых и неформальных предприятий нанесла серьёзный удар по частному сектору, который в перспективе мог стать основой для эффективной приватизации.

К слову, сейчас в Китае существует большой неформальный банковский сектор. И власти его не душат, напротив, в нём видят основу для полноценной банковской системы будущего.

Технократические решения и «рыночный социализм» вышли не лучше закручивания гаек. Горбачёв пытался привлечь влиятельных руководителей государственных предприятий к решению многих проблем, а потому было решено законом о государственных предприятиях от 1987 г. предоставить им широкую автономию.

Что же из этого вышло?

  1. Руководители госпредприятий стали никому не подотчетны. Их увольнение стало невозможно.
  2. Прибыль стала оседать на балансах предприятий.
  3. Упали доходы бюджета.

При этом для роста надо финансировать инвестиционные расходы, а для поддержания стабильности системы – социальные. Всё это усугубляло проблемы бюджетного дефицита.

А ещё ежегодно нужно было индексировать заработные платы. Ведь предприятия-то государственные. Это и стало одной из основных проблем.

Покрывалось всё это денежной эмиссией, которая только усиливала товарный дефицит и совсем не помогала решать вышеперечисленные проблемы, в том числе и финансовые.

Помимо автономии госпредприятий была также частично либерализована внешняя торговля, разрешены кооперативы – фактически частные предприятия. А ещё созданы коммерческие банки, снабжавшие госпредприятия дешёвыми кредитами. В итоге получилась идеальная машина для извлечения ренты.

С одной стороны – мягкие бюджетные ограничения: денег вам дадут, только продолжайте производить. С другой – возможность самостоятельного экспорта товара. С третьей – регулируемые внутренние цены, явно заниженные. С четвёртой – кооперативы, в которые можно направлять прибыль от своей деятельности.

Что же может пойти не так?

Ограниченное и, судя по всему, неплохо организованное число государственных предприятий стало заниматься арбитражными операциями. Руководители госпредприятий играли на разнице между низкими регулируемыми внутренними ценами на сырьевые товары и высокими мировыми рыночными ценами на них. А также на значительной курсовой разнице.

Именно эти решения советских руководителей заложили основы для олигархии 90-х. Кто-то стал олигархом благодаря связям с руководителями госпредприятий, кто-то сам был руководителем госпредприятия, а кто-то занимал высокую министерскую должность. Конечно, были и те, кто разбогател иначе. Важно-то, что система в конце 80-х не могла не породить олигархию.

На фоне этих реформ вовсю стал процветать популизм. Начиная с 1988 года, запустился парад суверенитетов. Союзные республики принимали декларации о суверенитете. До 15 октября 1990 года декларации о суверенитете приняли все верховные советы союзных республик СССР. Это ещё не выход из СССР, но начало этого процесса.

Система федеральных финансов распадалась. К концу 90-го разразился неконтролируемый макроэкономический кризис, которому способствовала популистская политика съезда народных депутатов СССР. Соревнуясь с российским парламентом, этот орган неожиданно решил повысить социальные пособия на 25%. В 1991 году они выросли на 81%.

Ускорился рост заработной платы – стремительный взлёт на 97% в 1991 году.

Система государственных финансов разрушалась. Национальные счета за 1991 год не были подготовлены, но оценки показывают, что доходы советского бюджета обвалились настолько, что бюджетный дефицит подскочил до 31% ВВП.

Внешний долг СССР не был велик, но правительство отказывалось заниматься им до тех пор, пока страна не истратила все свои валютные резервы и не прекратила выполнение своих обязательств по нему.

Большинство цен всё еще контролировалось государством, что приводило к дефициту большинства товаром. Предприятия столкнулись с трудностями приобретения сырья и материалов, а это привело к резкому падению производства.

В конце 1991 года, ещё до всех либеральных реформ, когда рухнул Советский Союз, его экономика уже находилась в свободном падении: ВВП упал на 15%, а цены росли даже при сохранении государственного регулирования. Россия входила в эпоху 90-х в турбулентном режиме.

Следующая часть

Предыдущая часть