Композитор Игорь Стравинский прожил долгую и плодотворную жизнь. Родившись в 1882 году, он прожил до второй половины XX века и умер в 1971. За это время стиль музыки, естественно, менялся. И Стравинский менялся вместе со временем. Характерная его черта – умение тонко чувствовать то, что сейчас актуально заказчикам. Стравинский был абсолютной противоположностью композиторам-романтикам, высказывающим в музыке своё сокровенное и личное. Стравинский был… бизнесмен. В заказе сказано написать балет на 30 минут – Стравинский пишет балет на 30 минут. Сказано для определенного состава инструментов – пишет для этого состава инструментов. И так далее. Но этот метод появился не в циничный XX век. Его корни уходят в Классицизм, когда композиторы, работающие на заказ, тоже сочиняли, отталкиваясь от заданных условий.
Известность Стравинский получил благодаря Дягилеву и его «Русским сезонам» в Париже. Для Дягилева Стравинский написал три балета: «Жар-Птица», «Петрушка» и «Весна Священная». Этот период исследователи называют периодом неофольклоризма. С фольклором – сказками («Жар-Птица»), народным кукольным театром («Петрушка») и обрядами («Весна Священная») – связана не только тематика балетов, но и метод сочинения музыки. От фольклорной музыки Стравинский взял вариантность развития. Если кратко: сочиняет краткую мелодию-попевку, после неё дает её чуть измененный вариант (ритмически или мелодически, проведение от другой ноты, на иной высоте), затем еще один вариант, еще один, и еще… И так далее. Таким способом (он еще называется «работа с микромоделями») Стравинский будет пользоваться практически всегда.
После Первой мировой войны музыкальное сообщество испытывает интерес к старым стилям – Классицизму, Барокко, Ренессансу. В России это явление обобщённо называют «Неоклассицизмом». Не обошло это и Стравинского. Его «неоклассический» период длился с 1920 (балет «Пульчинелла») до 1947 (балет «Орфей»). Особенность этого периода – обращение к античным сюжетам, столь популярным в XVII–XVIII веках. А балет «Пульчинелла» - компиляция из обработанной музыки композиторов XVIII века. Остальные сочинения тоже имеют связь со «старой музыкой», но не столь прямую.
Позднее творчество Стравинского – «серийный» период. Автором серийного типа композиции считается Арнольд Шёнберг. Особенность техники в том, что в основе сочинения лежит ряд из неповторяющихся звуков, который распространяется и на мелодию (горизонталь), и на гармонию (вертикаль). Эти неповторяющиеся звуки могут проводиться в прямом порядке, задом наперёд, в зеркальном отражении и задом наперед в этом зеркальном отражении. На самом деле, характерная для Стравинского работа с микромоделями была очень похожа на серийную технику, так что неудивительно что он пришёл к этому. Но Стравинский обращался с серийным рядом более свободно, чем родоначальники техники: мог использовать серию только в части сочинения, проводить её фрагментами, изменять порядок звуков в серийном ряду.
Да, многие преподносят творчество Стравинского как дискретный путь от одной точки к другой точке. Но, разобравшись, довольно просто понять, почему так получилось. При всем внешнем различии трёх периодов, их объединяет работа с микромоделями – то, что Стравинский пронёс через всю жизнь.
—————————————————————————————————————
Другие статьи автора:
1) И швец, и жнец, и… композитор!
2) Кофе–Петербург–Римский-Корсаков или Чай–Москва–Чайковский?
3) Карло Джезуальдо – авангардист эпохи Возрождения.
—————————————————————————————————————
Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊