Найти тему
Н.Е. Медиа

Возвращение к «многовекторности»: зачем Лукашенко поправки в Конституцию Беларуси

Оглавление

Под занавес 2021 года в Белоруссии был опубликован проект поправок в Основной закон, которые очень серьезно повлияют на дальнейшее будущее этой страны и ее Союзного государства с Россией.

Для понимания остроты проблемы необходимо учитывать общий контекст. Договор о создании Союзного государства РФ и РБ был подписан еще при президенте Ельцине в 1999 году. Однако с тех пор оно так и оставалось в значительной степени «виртуальным». Президент Лукашенко мастерски использовал свой статус единственного официального союзника России на западном направлении, выжимая из Кремля максимум экономических преференций. При любом упоминании о необходимости реального исполнения союзнического долга в Минске тотчас вспоминала, что Беларусь – суверенное государство, проводящее независимую «многовекторную» политику. Постоянно делались намеки, что Белоруссия при необходимости может развернуться от России не то к Западу, не то к Китаю, как бы странно это ни звучало.

Российский «транзит»

Переломным моментом в отношении наших стран можно считать 2014 год, когда в Киеве произошел Майдан. Украина реально отвернулась от Кремля в сторону Запада, но счастья и благоденствия ей это явно не принесло. При этом в отношении России, а потом и ее руководства, начали вводиться все новые и новые санкции. Встал остро вопрос о так называемом «транзите власти» в 2024 году. Воспользовавшись недовольством населения своим социально-экономическим положением, США могут попытаться осуществить «Майдан» уже в Москве.

-2

Во избежание этого, Кремль летом 2020 года провел ряд поправок в Конституцию РФ, которые предоставили президенту Путину минимум 2 варианта, как можно остаться у власти и после истечения срока своих полномочий в 2024 году.

Первый и самые неоднозначный – это так называемое «обнуление» в рамках «поправки Терешковой», которая позволила Владимиру Владимировичу пойти еще на 2 новых 6-летних президентских срока как если бы не было всех предыдущих. Отметим, что в США уже была озвучена инициатива не признавать итоги президентских выборов в РФ в 2024 году, если на них пойдет и победит Владимир Путин.

Второй вариант более гибкий – Конституцию внесены положения о новом органе, Государственном совете, который в дальнейшем может быть наделен массой контрольно-надзорных полномочий над всеми остальными ветвями власти. Пост главы Госсовета в 2024 году мог бы занять Владимир Путин, оставив президентское кресло какому-нибудь «Дмитрию Анатольевичу Токаеву». Заметим, что при эта схема также имеет некоторые недостатки, в частности, она фактически ведет к образованию двоевластия в стране, что может привести к расколу среди околокремлевских элит и стремящихся к ним приблизиться.

Был и третий вариант – реально сформировать Союзное государство с Белоруссией, главой которого мог бы стать Путин, оставив кресло президента РФ доверенному лицу. Но тут уперся насмерть президент Лукашенко, не желающий настоящего объединения с Россией, потери части суверенитета и прихода околокремлевских олигархов.

-3

Несомненно, непримиримая позиция Александра Григорьевича крайне не понравилась Владимиру Владимировичу. Москва впервые начала по-настоящему жестко давить на Минск, устроив «нефтяную войну». «Батька» даже грозился перейти на американскую нефть и вообще «лечь» не то под Запад, не то под Китай, лишь бы не под Россию. Неизвестно, чем бы закончилось дело, если бы не скандальные президентские выборы 2020 года.

Транзит «по-белорусски»

Несмотря на откровенную усталость белорусского народа и низкие рейтинги, Лукашенко смог победить с феноменально высоким результатом. Массовые акции протестов населения сперва властями игнорировались, а потом были жестко разогнаны силовиками. Часть белорусской оппозиции либо сбежала из страны, либо получила реальные уголовные сроки. Но это не могло остаться без последствий.

-4

Президент Лукашенко не признан ни США, ни соседними европейскими странами, ни Украиной. «Батька» теперь нерукопожатный и больше не может эксплуатировать тему разворота Беларуси на Запад. Попался!

Или нет?

Объективно в реинтеграции с Россией не заинтересованы ни белорусские элиты, ни часть населения страны, сориентированная на Европу. Единственный камень преткновения – это лично Александр Лукашенко. Но что, если его не будет?

-5

Давайте взглянем на поправки в Конституцию РБ и выделим в них главное. Там сказано, что:

Во-первых, вводится ограничение на нахождение на посту президента Беларуси двумя сроками по 5 лет каждый,

Во-вторых, появление новый высший представительный орган, а именно – Всебелорусское народное собрание (ВНС). По аналогии с нашим Госсоветом, ВНС сможет забрать часть ключевых властных и надзорных полномочий, установив контроль над главами государства и исполнительной власти. Также ВНС будет иметь право законотворческой инициативы.

В-третьих, бывшие президенты Беларуси будут наделяться судебным иммунитетом и автоматически становится членами Всебелорусского народного собрания.

Нетрудно догадаться, что «Батька» готовит ВСН под себя. Расставив на ключевые посты своих «Дмитриев Анатольевичей», Лукашенко сможет самоустраниться с поста президента Белоруссии, перестав раздражать население и мозолить глаза Западу. Спрашивается, что тогда помешает Всебелорусскому собранию как высшему представительному органу страну торпедировать подписанные с Россией «дорожные карты» по интеграции, а «Батьке» вновь умыть руки?

-6

Минск без Лукашенко может вновь развернуться на Запад, позабыв все свои обещания про Союзное государство.

Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал. Будет интересно.