Найти тему
Туман войны

"Красотка Мемфиса". Первые, которые не первые

Экипаж "Красотки Мемфиса"
Экипаж "Красотки Мемфиса"

Всем, кто интересуется историей Второй мировой войны хорошо известно, что первым американским экипажем тяжелого бомбардировщика, что смог выполнить 25 боевых вылетов в небе Европы был экипаж капитана Роберта Моргана из 324-й эскадрильи 91-й бомбовой авиагруппы. Их самолет В-17F № 41-24485 «Красотка Мемфиса» («Memphis Bellе») стал гордостью Америки, одним из ее символов. Экипаж встречали в Штатах, как национальных героев. Но! Морган и его ребята достигли требуемого минимума 17 мая 1943 года. Между тем экипаж Ирла Болдуина из 358-й эскадрильи 303-й авиагруппы на своем В-17F № 41-24577 «Hells Angels» вернулся из 25-го вылета 14 мая. А В-17F № 42-5077 «Delta Rebel №2» Джоржа Бердсонга из 323-й эскадрильи 91-й группы завершил тур еще 1 мая. Почему тогда «Красотка Мемфиса»? А какая разница? Ни тот, ни другой, ни третий уже не были первыми.

Первым был В-24D № 41-23728 «Hot Stuff» капитана Роберта Шеннона из 330-й эскадрильи 93-й авиагруппы. Свой 25-й боевой вылет экипаж Шеннона совершил аж 7 февраля 1943 г. Надо сказать, что на достигнутом члены экипажа не остановились и к маю 43-го совершили еще шесть боевых вылетов, доведя счет до 31. В этих «сверхплановых» полетах их сопровождали военные кинооператоры, чтоб запечатлеть боевую работу. В мае планировалось триумфальное возвращение экипажа в Штаты.

«Hot Stuff» в полете
«Hot Stuff» в полете

З мая 1943 года «Hot Stuff» взлетел с авиабазы в английском Хардвике, конечной точкой маршрута был Вашингтон. Помимо экипажа на борту были командующий американскими силами в Европе генерал-лейтенант Эндрюс, его начальник штаба бригадный генерал Барт, другие офицеры штаба. Также летели вашингтонский епископ Леонард с двумя помощниками-военными капелланами, возвращавшимися из поездки в войска. Еще на борту был военный кинооператор Джозеф Джонсон. Генерал Эндрюс со штабом летел в Вашингтон не только для того, чтобы лично представить экипаж Шеннона американскому народу, но и для обсуждения плана высадки союзных войск во Франции. Чтобы столь великая компания уместилась в самолете с рейса пришлось снять даже четырех членов экипажа. Не полетели второй пилот Джон Ленц, бомбардир Рорберт Джекобсон, бортстрелки Джозеф Крейгхед и Джордж Фарли.

Экипаж Роберта Шеннона
Экипаж Роберта Шеннона

В Исландии, где планировалась посадка с дозаправкой, 3 мая стояла плохая погода: низкая облачность при нулевой видимости. В таких условиях «Hot Stuff» врезался в гору Фаградалсфьяль. Выжить удалось лишь бортстрелку хвостовой установки сержанту Джоржу Эйзелю.

Правительству США пришлось предать огласке гибель Фрэнка Эндрюса со штабом. Но то, что он летел с экипажем, первым выполнившем норматив боевых вылетов, умолчали. Вместо этого стали срочно подбирать новый экипаж на роль первого. Экипаж Бердсонга был уже готов, но о нем не было отснятого материала – Америка любит шоу. А у этого шоу цели были вполне материальные: не только показать, что вооруженные силы сражаются, но и убедить население покупать облигации военного займа. 14 мая отлетал положенное «Hells Angels», но больше отснятого материала было о «Memphis Bellе». В качестве военного кинооператора на нем летал Уильям Уайлер, в будущем четырежды оскароносный режиссер, автор «Бен-Гура» и «Римских каникул».

Вот так не ставшая первой «Красотка» вышла на первое место. В 1944 году на основе отснятого Уайлером материала вышел документальный фильм. В 1990 году был снят художественный фильм «Красотка Мемфиса». Правда, на роль «Красотки» пришлось переделать В-17G. Но в 2018 году была полностью восстановлена реальная «Красотка Мемфиса», теперь демонстрируется публике.

Обломки самолета в Исландии
Обломки самолета в Исландии

Фото из открытых источников