Найти тему
Soldado Channel

Как уникальный советский крейсер в одиночку заставил уйти американцев от берегов Ливана и помог прекратить войну

К 70-м годам подлодки уже научились вооружить баллистическими ракетами и вес этой боевой единицы неимоверно возрос, субмарины стали стратегическим оружием. Особо преуспели в этом американцы, и чтобы противостоять им в СССР начали разрабатывать противолодочные корабли самых разных типов, размеров и т.д. В ходе таких работ эти корабли все совершенствовались и совершенствовались, опыт строительства накапливался, и в какой-то момент ВПК СССР решил сделать важный шаг - объединить возможности противодействия подлодкам кораблей типа БПК с большой огневой мощью кораблей типа крейсер. Так советские конструкторы приступили к созданию проекта кораблей, который потом получит название "Орлан".

Тяжелый атомный крейсер "Киров". Источник фото: https://zendiar.com/rossiyskiy-atomnyy-flot-snova-sokraschayut-zachem-rezhut-nashi-korabli-9343/
Тяжелый атомный крейсер "Киров". Источник фото: https://zendiar.com/rossiyskiy-atomnyy-flot-snova-sokraschayut-zachem-rezhut-nashi-korabli-9343/

Задачи перед КБ встали архисложные. Помимо мощного вооружения корабли проекта "Орлан" должны были иметь возможность самостоятельно ходить в любую точку земного шара. Это было важно, так как совсем незадолго до начала работ по созданию кораблей американцы успешно прошли "кругосветку" - всего за 65 дней 3 авианосца самостоятельно совершили кругосветное плавание. Тогда и советские моряки были очень впечатлены их достижениями, и уступать не хотели.

Работы по проекту "Орлан" возглавил Борис Купенский, в то время уже прославивший свое имя работами над передовыми БПК. Но с "Орланом" у него практически сразу же возникли большие проблемы. Дело в том, что огромный корабль могли двигать лишь ядерные энергетические установки, однако мощностей тех установок, что были (которые устанавливались на подлодки и ледоколы) просто не хватало. Решить проблему могла бы установка нескольких таких силовых установок на корабль, однако военные не позволяли сделать этого, так как по их требованиям водоизмещение новых кораблей не могло превышать значения в 8 тысяч тонн. В общем, возникла нелепая ситуация, когда военные моряки стояли на своем, а конструкторы просто не могли найти выход, дело застопорилось. Решить проблему помог только главнокомандующий ВМФ СССР Сергей Горшков, который после изучения всего дела снял запрет на ограничение водоизмещения, позволив конструкторам выйти за рамки установленных 8 тысяч тонн.

Борис Купенский. Источник фото: https://v5-dot-ochakiv-portal-2.appspot.com/articles/5638563425157120
Борис Купенский. Источник фото: https://v5-dot-ochakiv-portal-2.appspot.com/articles/5638563425157120

Была еще и большая проблема с кадрами - КБ, где проектировали "Орлан", работала параллельно с 7 другими проектами, а это чудовищная нагрузка. Людей просто не хватало, а ведь "Орлан" - это передовой, невероятно сложный, уникальный, дорогой проект, и шансов на ошибку не было. Дошло до того, что с других КБ сняли около тысячи человек и отправили на разработку "Орланов", причем разместили их в наспех переоборудованных актовых залах...Вот в таких условиях и работали.

И надо сказать, что несмотря на все проблемы, работали хорошо. В конце концов корабль был готов. Конечно, главной особенностью и поводом для гордости кораблей проекта "Орлан" было вооружение. Во-первых, это были сверхзвуковые крылатые ракеты П-700 "Гранит". Они как бы атаковали "стаей", при этом на лету до цели "обменивались" друг с другом информацией. Какая-то часть ракет летела ниже, какая-то выше. Когда какую-то ракету уничтожала вражеская система ПВО, то ее место тут же занимала другая ракета из этой "стаи". Добравшись до цели эта группа ракет как бы облетала ее со всех сторон и одновременно атаковала. В общем, укрыться от атаки П-700 "Гранит" было невероятно сложно по тем временам, а американцы вполне справедливо сильно опасались этой системы. Во-вторых, серьезной на кораблях типа "Орлан" была и система ПВО - "система Кирова". Это именно на "Орланах" впервые установили переделанную под морские условия систему ЗРК С-300.

В общем, по итогу корабли проекта "Орлан" получились крейсерами, способными прикрывать своими ПВО от воздушных атак целые соединения, способными атаковать надводные цели противника, способными находить и уничтожать подводные лодки, и даже вести поддержку своих наземных сил. Это были уникальные корабли, способные выполнять широчайший спектр задач, и представляющие невероятно серьезную угрозу для сил противника. Не удивительно, что всего одному такому кораблю (первому из всей линейки проекта "Орлан") даже удалось положить конец одной большой войне.

Тяжелый атомный крейсер "Киров". Источник фото: https://www.hobby-games.com.ua/index.php?route=product/product&path=17_103&product_id=4206
Тяжелый атомный крейсер "Киров". Источник фото: https://www.hobby-games.com.ua/index.php?route=product/product&path=17_103&product_id=4206

В 1982 году корабль "Киров" подошел к берегам Ливана, где как раз израильтяне теснили арабов. Но теснили они их при мощнейшей поддержке американского флота. Когда "Киров" был уже близко, американцы неожиданно остановили обстрелы ливанского побережья и просто ушли. После этого они ближе чем на 500 км к побережью Ливана уже не подходили, а израильтяне без поддержки с моря как-то быстро устали, а потому вынуждены были идти на переговоры. Многие говорят, что не последнюю роль в конфликте, вернее в его итогах по мирным переговорам, сыграло как раз появление у берегов Ливана советского корабля проекта 1144 "Орлан" - "Киров".

Линейка "Орланов" состояла из 4 кораблей, и у всех у них разная судьба. Тот самый "Киров" (потом назывался "Адмирал Ушаков") уже выведен из состава флота и будет утилизирован. "Петр Великий" ныне продолжает службу в качестве флагмана Северного флота. "Адмирал Нахимов" проходит глубокую модернизацию, после чего вновь встанет в строй. А вот судьба последнего корабля проекта, "Адмирала Лазарева", пока не ясна - он законсервирован и ожидает своей участи.

Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.