В «Матрице» 1999 года Киану Ривз играет Томаса Андерсона, который выпивает таинственную красную таблетку, предложенную столь же таинственным незнакомцем, и сразу же обнаруживает, что его так называемая жизнь отчужденного хакера девяностых годов прошлого века с подневной работой на ферме. На самом деле это была компьютерная мечта, разработанная - клянусь, я собираюсь объединить все это в одно предложение - чтобы не дать Андерсону осознать, что он на самом деле Нео, мессия кунг-фу, которому суждено спасти пост- Последние живые люди на апокалиптической земле из расы разумных машин, которые преследовали человечество на грани исчезновения. Нео проводит остаток фильма и двух его сиквелов, прыгая взад и вперед между симулированным миром, где он одетый в кожу супергерой, все более не связанный физическими законами, и мрачным реальным миром, разрушенным долгой войной человечества с искусственным интеллектом. Как и «Звездные войны» до этого, «Матрица» была принципиально рекомбинантной, беспрецедентной по своей радостной производности. Практически каждая крутая визуальная или повествовательная вещь в нем пришла из какого-то другого мифического или поп-культурного источника, от священного писания до аниме. И, как и «Звездные войны», он быстро превратился в миф поп-культуры и стал первоисточником, из которого можно воровать.
Скорее всего, вы уже знаете о наследии оригинальной трилогии, даже если каким-то образом избегали самих фильмов. «Матрица» похожа на «Звездные войны» в том смысле, что мы не можем не знать о ней, потому что теперь мы живем в мире, который она помогла сформировать. Сцена в первом фильме, где Нео выбирает грубое пробуждение красной таблетки синей таблетке, которая вернет его в забвение, теперь выглядит поворотным моментом в истории американской мысли, хотя «мысль» может быть не совсем правильным словом. Онлайн-пикаперы и другие женоненавистники с досок объявлений были первой субкультурой, которая усвоила понятие красной пилюли; если вы описали себя как «красную пилюлю», это означало, что вы приняли предполагаемую реальность того, что распространение феминизма сделало общество анти-мужским. Эта концепция распространилась по Интернету, подхваченная как сторонниками превосходства белой расы, так и воинствующими игроками; К тому времени, когда при Трампе был Трамп, выражение «красные пилюли» стало означать практически любое прозрение, ведущее к политическому крену вправо со стороны принимающего таблетки.
Это, конечно, забавно, потому что с точки зрения 2021 года трудно рассматривать «Матрицу» как что-либо, кроме дикой левой провокации, облаченной в блестящий научно-фантастический плащ - фильм, написанный и снятый двумя транс-женщинами, Ланой и Лилли Вачовски, о том, как иногда необходимо кикбоксировать копов, будь то на улице или в собственной голове. Тем не менее, особая идеологическая значимость «Матрицы» никого не остановила, включая людей на другом конце политического спектра, от использования идеи красной пилюли для обозначения того, что они хотят, чтобы она значила. Это слишком полезная с риторической точки зрения концепция, чтобы оставлять ее в покое. 17 мая 2020 года предприниматель Илон Маск, который, как сообщается, самый богатый человек в мире, написал в Твиттере: «Прими красную таблетку», что было истолковано как завуалированный протест против распоряжений домохозяйств эпохи пандемии, которые закрыли его Завод Tesla во Фремонте, штат Калифорния, или, возможно, заявление о более широких симпатиях к Трампу. Примерно через час дочь президента Трампа Иванка процитировала Маска в Твиттере и добавила веселый ответ: «Снято!» А затем Лилли Вачовски ответила на твит Трампа, написав: «К черту вас обоих».
Сказав, возможно, в четырех словах все, что, по ее мнению, ей нужно было сказать по этому поводу, Лилли не стала сотрудничать со своим братом и сестрой Ланой Вачовски в «Воскрешении Матрицы», новом сиквеле «Матрицы», первый акт которого является едва ли не метафорическим упреком много людей, которые сознательно или просто тупо неверно истолковали и присвоили идеи «Матрицы». В «Воскресении» Нео вернулся к жизни Томаса Андерсона. Он помнит события первых трех фильмов, но с помощью психотерапевта (Нил Патрик Харрис, как всегда надежно ненадежный) и некоторых психотропных препаратов с подозрительной цветовой кодировкой, он убедил себя, что его жизнь в роли Нео была ярким заблуждением. Теперь он богат и немного известен, потому что он использовал эти воспоминания как вдохновение для отмеченной наградами трилогии видеоигр, также называемой «Матрица», - и когда мы впервые видим его на экране, он находится именно там, где Томас Андерсон был в начале оригинальная трилогия, зигзагообразная перед кучей мониторов, ожидающая, пока море кода покажет ему знак. Нео преследует Томаса так же, как жизнь Тони Сопрано не давала покоя Кевину Финнерти. Он слишком слаб, чтобы понять, что его коллега-посетитель кофейни, в которую он влюблен, на самом деле является Тринити Кэрри-Энн Мосс, которая была повторно заключена в тюрьму в симуляции и считает, что она Тиффани, мать двоих детей, замужем за парнем по имени Чад. Борьба Нео и Тринити за то, чтобы снова найти и полюбить друг друга, несмотря на все усилия злобного коллективного разума, станет эмоциональной проблемой фильма. Но превращение соперника Томаса в буквального Чада превращает романтический сюжет фильма в рифф на Деву.
В конце концов, история перемещается из мира внутри Матрицы - где они - крутые, ясные мечтатели, аватары в крутых костюмах и солнечных очках - в истерзанное войной будущее, и Абдул-Матин появляется только в виде облака в форме человека. CGI наночастиц, что значительно снижает его энергию. На этом этапе этот фильм «Матрица» о том, что им, вероятно, не следовало снимать еще один фильм «Матрица», становится просто еще одним фильмом «Матрица», хотя и носит свое самосознание, как «спроси меня о моем самосознании». Футболка. Как бы то ни было, он по-прежнему довольно интересен, теряя пар только тогда, когда пытается сделать актуальные замечания о нашем политическом климате, подпитывающемся красной пилюлей. Новая версия Матрицы превращает обычных людей в стаи кровожадных ботов-ненавистников, чтобы защитить свою власть; его создатель злорадствует по поводу того, как легко управлять людьми чувствами, а не фактами. «Если мы не знаем, что реально, - говорит персонаж Нео, - мы не можем сопротивляться». Все это не вызывает возражений. Но без кадра граффити в ванной, который гарантированно превратит каждого чувака на Reddit в эксперта по тематическим резонансам между этим фильмом и «Американой» Дона Делилло (Don-pilled!), Он подается без малейшей тонкости и охоты за яйцами. Тайна, которая сделала оригинальную «Матрицу» такой прочной жевательной игрушкой для старшеклассников постмодернистов. В «Воскресении» разблокировать нечего - это фильм с паролем «пароль». С другой стороны, если бы вы были Ланой Вачовски и провели почти двадцать лет, наблюдая, как худшие люди мира похищают ваши идеи, вы, вероятно, тоже предпочли бы плакаты головоломкам.
То, что «Воскресение» должно сказать об эксплуататорской природе сиквелов, тенденции овец выбирать жизнь в поверхностно комфортном, управляемом алгоритмом рабстве или о цикличности самой жизни, в конечном итоге менее интересно, чем то, как она символически меняет положение своего самца. Свинец. Это полуважный фильм «Матрица», который, вероятно, слишком привязан к своему контексту, чтобы резонировать с будущим, как первый, но он чувствует себя обреченным на то, чтобы стать решающим фильмом Киану Ривза. Большую часть 2020 года я потратил на написание книги о фильмах Ривза, тезис которых заключается в том, что большинство персонажей Ривза по сути являются его версиями, а большинство его фильмов на самом деле являются метафорическими драматизациями дилеммы Киану Ривза, чувствительного к девяностым. художник, чья карьера была долгой борьбой с коммерческими требованиями, включая создание сиквелов. В таком случае «Resurrections» не мог казаться более созданным, чтобы радовать и нервировать меня, особенно, если бы он прибыл ко мне на пороге в виде немаркированного DVD в конверте без обратного адреса. Это говорит о том, что я считаю фундаментальными темами Ривза, а именно с нежеланием Ривза участвовать в собственной эксплуатации, что привело его к выбору Dogstar и «Гамлета», а не к карьере боевика после «Скорости», которую он потерпел и которая казалась ему проигрышной. чтобы соблазнить его немного. В своей глубокой (и глубоко в духе начала девяностых) амбивалентности по поводу того, должен ли он вообще существовать - и его попытке проработать эту амбивалентность на экране, внутри истории - предыдущее продолжение Ривза, которое «Воскресения» наиболее очевидно напоминает «Bill & Поддельное путешествие Теда »из 1991 года, в котором Ривз повторяет роль милого хедбангера Теда Логана, а также играет своего собственного злого робота-двойника - ходячий сиквел без души, созданный, чтобы убить Теда и уничтожить все, что он отстаивает.
Ривз провел остаток этого десятилетия, пытаясь не стать злой версией самого себя Теда. После «Скорости» 1994 года он мог бы устоять в долгосрочной перспективе как чуть более дзен Брюс Уиллис; вместо этого он сбежал играть принца Гамлета в постановке театра Манитобы «Гамлет» в 1995 году. К тому времени, когда ему представился сценарий первой «Матрицы» - а это случилось только после того, как озадаченный Уилл Смит отказался от него, а Брэд Питт и Леонардо Ди Каприо сделали то же самое, - он уже несколько лет скрывался по течению. Роль Нео, наконец, позволила Ривзу смириться со своим собственным философом-хипстером, склонным к желанию публики увидеть, как он надрывает задницу. Перед стрельбой Вачовски отправили его в тренировочный лагерь боевых искусств, но также посоветовали ему прочитать Бодрийяра и книги по эволюционной психологии и кибернетике. Казалось, это была та невероятная роль, которую он искал годами: поп-блокбастер с богатой программой, интеллектуально полноценный опыт создания палатки.
Во втором и третьем фильмах «Матрица» Нео казался все более отягощенным ролью спасителя мира, а Ривз, казалось, все более утомлял роль одного из них. Нет творческого акта настолько захватывающего, чтобы он не стал ощущаться как работа, если вам придется делать это снова и снова. Самое остроумное в фильмах «Джон Уик» - это то, как они строят свою историю вокруг нежелания Ривза возвращаться к колодцу - все они о наемном убийце, для которого создание хитов - смертоносный способ заработать жизнь. И еще они о старении, о чем Ривз теперь кое-что знает.
В какой-то момент в «Воскресении» Нео проскальзывает в кинотеатр через зазубренную дыру на экране. То, что воспроизводится на экране, должно быть кадром из игры Томаса Андерсона «Матрица», но на самом деле это кадры из оригинальной «Матрицы», первой встречи Ривза с Морфеусом Лоуренса Фишберна, и внезапно мы Глядя на Ривза, смотрящего на его собственное гладкое, молодое, обеспокоенное лицо примерно в 1999 году, забытое «я» проецировалось на двадцать футов в высоту. «Время всегда против нас, и так далее, и так далее», - говорит Морфеус, цитируя фишбернскую фразу из оригинала, которая приобретает новый вес в этом контексте. Время всегда против нас - всех нас. Трудно представить, чтобы другой исполнитель главной роли согласился вернуться к одной из своих самых знаковых ролей, как это делает здесь Ривз, смело рискуя сравнить со своим молодым собой, играя Нео, который потерял шаг и так и не вернет его. Сцены больших боев в основном о том, что его сбивают с ног, и когда он пытается взлетать и уходить в стиле Супермена, что когда-то было его отличительной чертой, он не может полностью расчистить тротуар, и его рубашка немного задирается. , обнажая несколько уязвимых дюймов живота нормального парня.
Поскольку «Воскресения» - это сплошной текст, а не подтекст, несколько персонажей отмечают предполагаемую нестареемость Ривза, которая уже много лет является предметом мемов. (Ироничный веб-сайт keanuisimmortal.com, который существует с 2010 года, представляет доказательства того, что Ривз, якобы родившийся в 1964 году, на самом деле жил веками и на самом деле может быть Карлом Великим, бывшим императором Каролингов.
Империя.) Но в последние несколько лет он постарел, как мужчина лет пятидесяти, и тяготел к ролям, которые не отрицают этот факт. Персонаж Джона Вика был написан для типа Пола Ньюмана до того, как Ривз решил сниматься в фильме; Прошлогодний переполненный «Билл и Тед сталкиваются с музыкой» в глубине души.
То же самое и с этим фильмом, который - чем бы он ни был - лучше всего работает как история соединения двух влюбленных в среднем возрасте, разыгранная на лицах двух актеров, которые не боятся выглядеть на восемнадцать лет старше. чем в прошлый раз, когда они делились экран. В решении, которое повествует о повествовании, гарантированно вызовет недовольство онлайн-маносферы, именно Кэрри-Энн Мосс раскрывает архетипическую дугу «герой-восстанет» в этой. Судьба Нео - поддерживать ее, пока это не произойдет. Они нужны друг другу так же, как Сандра Баллок и Ривз нуждались друг в друге в «Скорости», фильм о мужчине, который снимает с женщины внешние проблемы, чтобы она могла сосредоточиться на вождении автобуса. В конце концов, именно Мосс может стереть самодовольное выражение с лицом злого ИИ, в то время как Ривз наблюдает со стороны, восхищенный зритель, как и все мы, держит кошку и бормочет неизбежное, но заслуженное «Ух ты! . »