"Вы, парни, куда-то едете или просто едете?"
Дж. Керуак
Если путника позвала дорога, то он выдвигается без промедлений. Это как миграция у птиц, только без расписания. Есть такая категория людей – вечные странники. Дорога - их жизнь.
Их часто называют бродягами, но это не совсем верно. Бродяжничество чаще всего имеет социальную, протестную или вынужденную обстоятельствами жизни природу.
У путников каждая дорога открывает десяток других. Они отправляются в путь, не для того, чтобы сбежать от жизни, а для того, чтобы она от них не сбежала.
Мне очень нравится роман Джека Керуака «В дороге». Или «На дороге» («On The Road»), по поводу названия много спорят. Автор написал историю путешествия двух парней по дорогам Америки всего за три недели, а читается он минут за двадцать. Роман большей частью автобиографический и напоминает скорее поток сознания, чем историю приключений. Хотя в этом потоке есть хронология и география.
Если кратко о сюжете, то речь идет о том, как главный герой Сэл то один, то вместе с приятелем Дином без какой-либо цели разъезжает по стране, открывая разные места и встречая разных людей. Хотя цель, пожалуй, у ребят имеется – найти место где «не нужно брать кредит или косить газон». Как оказалось, такое место сложно найти! Сэл (под ним Керуак вывел себя) и Дин без остановки мотаются по Америке и Мексике, пьют, спят с женщинами, слушают джаз, к*рят м*риху*ну. Двум парням было легко сорваться с места, да у них и места-то никакого не было. Они ничего не накопили и не построили.
Но этот роман - отнюдь не путанный рассказ о бездельниках и не гимн бродяжничеству. Это одновременно бесшабашная и грустная история о людях из «разбитого поколения», которые почему-то разъезжают по большой стране. Пересказывать сюжет «On The Road» нет смысла. Это вольное повествование, текучее и порой немного нудное. В нем нет никакого манифеста. Герои истории не имеют каких-либо политических взглядов и жизненных принципов. Ни дружба, ни любовь к женщине не являются для них священными. Если позвала дорога, то можно оставить друга в болезни, а женщину с ребёнком. Но это не протест и не вызов, а нежелание мириться с лживыми устоями и любовь к чувственной жизни. За это героев можно порицать, но стоит сказать, что они были абсолютно честны по отношению к себе и окружающим.
Сегодня тоже можно встретить современных Сэла и Дина. Они считают, что нужно идти туда, куда хочется, а не туда, куда якобы надо. Я говорю не о путешественниках, трэвел-блогерах, туристах и прочих «зимующих на Бали». Это обычные люди, не бичи, не маргиналы.
Один из них дважды муж и отец без малого сорока лет тронулся в путь пару лет назад и пока не вернулся. Со слов его второй бывшей пандемия настигла его где-то в Конго или в Танзании. Как он туда попал и на какие деньги – загадка. Я его бывшую знаю – раздел имущества был произведен ну очень жёстко.
Мать взрослой дочери (дама старшего пенсионного возраста) повстречала в недобрый час не очень молодого и не очень трудолюбивого мужчину, прониклась его идеями вольной жизни «без обязательств и коммунальных платежей» и уехала с ним бороздить просторы нашей необъятной родины. Иногда звонит.
Брат приятельницы (учитель года, к слову сказать) оставил трудовую деятельность в школе, взял расчёт и сразу пропал. Тайны из отъезда не делал, но от проводов отказался. Сказал, что «идёт путничать», просил не волноваться. Странствует по монастырям. Свадьбу дочери пропустил.
В общем, истории интересные и романтические...
А вы знаете такие истории?
Как вы относитесь к странствующим людям?
Вас манит дорога?