Испания не виновата, но в истории этот грипп остался испанским.
С каким названием останется в истории COVID, покажет время.
Чему нас научила испанка, охватившая весь мир в начале ХХ века?
Как водится, есть две новости: плохая и хорошая.
Начнём с хорошей.
Некоторые группы населения проявляют невосприимчивость к некоторым штаммам вируса. Некоторые… к некоторым – это важно. Панацеи нет.
Исследованиями учёных доказано, что нейтрализующие антитела сохраняются в крови даже через 90 лет. Эти антитела выработались у тех, кто выжил в пандемии испанки. Да, исследования знаменитого гриппа не прекращались, несмотря на то, что прошло больше ста лет.
История пандемии 1918—1919 годов даёт нам возможность понимания многих процессов: эпидемиологических отношений, связи между условиями социально-экономического порядка и распространением гриппа.
Развитию пандемии способствовала антисанитария военного времени. Вам всё ещё смешно, что первым делом в 2020-м нас призывали мыть руки?
- Отчего умер ваш сосед?
- От гриппа.
- А, это не страшно.
Смешно только в анекдоте. Врачи знают, что вирус гриппа вызывает расстройства в работе иммунной системы. И опасен он именно этим.
В доковидное время инфекции нижних дыхательных путей были четвертой ведущей причиной смертности в мире, при этом - первой среди инфекционных болезней.
Прививки от гриппа делали не все. Одна из причин: никогда не было понятно, какая именно форма гриппа на нас обрушится. Вирусы мутируют. А мы не хотим же понапрасну колоть себе всякую дрянь.
Грипп человечество так и не победило.
Победить можно, если действовать на опережение.
Поголовная вакцинация от оспы, туберкулёза и многих других болезней создаёт иллюзию победы. Но это – только результат превентивных мер. Возбудители болезней никуда не делись.
Вирусы сильнее человека.
Разговоры о том, что COVID-19 стал «не опаснее обычного гриппа» огорчают. Информация, что новые мутации вируса хоть и будут все более заразными, зато будут легче протекать, тоже не радуют.
Важный момент, на который стоит обратить внимание: повышенная заразность опаснее, чем повышенная летальность.
Дельта, омикрон и прочие штаммы появляются быстрее, чем человечество успевает на них среагировать.
Какими будут новые штаммы, не знает никто.
Врачи всё это время работают с колоссальным напряжением сил. Новых врачей невозможно подготовить ни за год, ни за два. Распространение, пусть и менее опасного (а ведь всё очень индивидуально!), но более заразного вируса, может привести к перегрузке здравоохранения.
Да, мы живём в XXI веке, и возможности медицины, несравнимо, другие.
Появляются противовирусные препараты, которые способны воздействовать на COVID-19 в самом начале заболевания. Это значит - важно вовремя и правильно установить диагноз.
Совершенствуются технологии производства средств индивидуальной защиты. Увы, альтернативы маскам пока нет.
А ещё есть такая вещь, как постковид. На его изучение пока не хватает ресурсов, но статистика накапливается.
Если вам нужна поддержка, загляните сюда.
Пандемия испанки широко описана в литературе. Её до сих пор считают одной из наиболее масштабных катастроф в истории человечества.
Когда читаешь, из сегодняшнего дня, как разворачивались события, многие вопросы отпадают сами собой.
Было несколько волн распространения болезни.
Первые больные появились в январе и феврале 1918 года в США. Уже в апреле грипп появился в Европе, затем в Южной Африке.
В июле 1918 года число заболеваний стало уменьшаться. Но в августе – сентябре вспышка заболеваний охватила весь мир.
Огромные скопления людей и антисанитария военного времени создали идеальные условия для того, чтобы вирус мутировал в особо агрессивные штаммы и быстро передавался.
Одной из причин столь массового распространения считают технический прогресс - возможность перемещаться по миру.
Население с ужасом встречало меры борьбы, которые предлагались правительствами. Были запрещены рукопожатия, и в магазины нельзя было войти без маски. Где-то на год были закрыты школы, где-то – все публичные места: театры, церкви, кино. Где-то, вообще, был введён военный режим.
Причиной закрепления названия «испанский» считают цензуру, которая не пропускала сообщений о начавшейся в армии и среди населения эпидемии.
Он пришёл, чтобы остаться навсегда, написала я в апреле 2020-го.
Как бы я хотела ошибиться!